ЦБ предлагает пенсионным фондам не переманивать друг у друга клиентов
Из-за агрессивной конкуренции клиенты несут убыткиПенсионным фондам нужно отказаться от агрессивной конкуренции – она приводит к потере пенсионных средств клиентов. Проблему переманивания клиентов НПФ председатель ЦБ Эльвира Набиуллина обсуждала с руководителями и акционерами крупных фондов во вторник, 2 июля, сообщила Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ) и подтвердил представитель ЦБ. Встреча прошла по инициативе ЦБ, в ней также участвовали представители ПФР и ВЭБа.
ЦБ беспокоят переходы клиентов от одного НПФ к другому: агрессивная конкуренция, схемы перевода средств без реального волеизъявления клиентов приводят к потерям инвестиционного дохода застрахованных лиц, говорит представитель ЦБ.
С 2015 г. менять фонд без потери инвестиционного дохода закон разрешает раз в пять лет – если гражданин переводит накопления досрочно, то дохода лишается. По данным Счетной палаты, в 2015–2017 гг. россияне, досрочно сменившие негосударственные пенсионные фонды, потеряли более 82 млрд руб. Всего же с 2015 г. граждане потеряли из-за досрочной смены НПФ более 120 млрд руб., подсчитал директор рейтингов финансовых институтов Национального рейтингового агентства Юрий Ногин.
Подавляющее большинство досрочных переходов происходит по инициативе самих фондов или их агентов, замечает директор по рейтингам страховых компаний «Эксперта РА» Алексей Янин: они привлекают клиентов, обещая более высокую доходность, но не информируют их о потере инвестиционного дохода при смене фонда, а иногда клиент может быть вообще не в курсе, что он «поменял» фонд. Человек может прийти в банк за кредитом и параллельно, не осознавая это, среди документов подписать заявление на переход в аффилированный с банком НПФ, приводит пример представитель АНПФ. Агенты НПФ могут также незаконно получать доступ к личным данным клиентов и от их лица подавать заявления на Едином портале государственных услуг о переводе, указывает он.
На совещании у Эльвиры Набиуллиной во вторник фонды пытались договориться о неприменении агрессивных методов привлечения клиентов, рассказал представитель ЦБ. Участники встречи подтвердили необходимость четкого соблюдения законодательства об информировании граждан о возможных потерях при переходе из фонда в фонд и пресечения недобросовестных практик привлечения клиентов, указано в сообщении АНПФ. С 1 января фонды по закону должны информировать клиентов о потере дохода при досрочном переходе от одного страховщика к другому.
Участники встречи также предложили ввести мораторий на досрочные переходы, говорится в сообщении АНПФ. После совещания президент ассоциации Сергей Беляков должен будет подготовить проект меморандума и обсудить его с крупнейшими фондами.
Участники рынка предложили включить в меморандум обязательство фондов отказаться от недобросовестных практик и не переманивать друг у друга клиентов, объясняет представитель АНПФ: договоренность будет добровольной для фондов, самих же клиентов никто ограничивать в праве сменить фонд не будет. Предстоит обсудить, как фонды могут препятствовать агрессивному переманиванию клиентов, продолжает он, – в частности, как работать с каналами продаж. Если, к примеру, фонд откажет агентам в комиссионных, это лишит их стимулов так поступать, указывает представитель АНПФ.
«Мы последовательно, уже третий год подряд, выступаем за ограничение досрочных переходов в части массового привлечения через агентские сети, включая банки», – замечает представитель НПФ «Сафмар»: это позволит свести на нет случаи нарушения прав застрахованных лиц и существенно сократит потери инвестдохода. «Но у гражданина должно сохраниться право досрочного перехода, если он сам придет в офис НПФ, и это будет осознанное решение», – заключает он.
Если такой меморандум появится, число досрочных переходов и потери граждан сократятся в разы, считает Янин, но, чтобы эта инициатива была действительно эффективной, к меморандуму должны присоединиться все фонды, а пока непонятно, как их убедить. «Здесь работает принцип «или все, или никто», – убежден Янин.
ЦБ планирует внести поправки в законодательство о переходе граждан из одного в другой НПФ, сообщил представитель ЦБ: в новый фонд, если клиент меняет НПФ досрочно, предлагается перечислять только новые взносы, а ранее сформированные пенсионные накопления оставлять в предыдущем НПФ до завершения пятилетнего срока.
В середине мая эту идею высказал зампред ЦБ Владимир Чистюхин (здесь и далее цитаты по ТАСС). Закона, обязывающего НПФ информировать граждан о возможной потере инвестдохода, недостаточно, говорил он: «Сохраняется главный стимул для конкуренции пенсионных фондов за клиента в моменте. Этот стимул связан с тем, что при переходе переходят и активы. В этом плане очень привлекательным является тот подход, который в свое время был предложен в рамках индивидуального пенсионного капитала, когда переход гражданина осуществляется в любой момент времени, а активы передаются через пять лет, – продолжал он. – Мне кажется, независимо от того, индивидуальный это пенсионный капитал или те системы, которые действуют сегодня, будущее за такого рода решениями». Поправки планируется обсудить осенью, сообщил Чистюхин в среду, 3 июля, передает ТАСС.
Это компромиссный вариант решения проблемы, считает Ногин: с одной стороны, фонды не будут рисковать досрочно лишиться клиента и смогут использовать более долгосрочные инструменты, а с другой – клиенты лучше смогут управлять доходностью накоплений и не терять уже накопленный инвестдоход. Пока непонятно, как это будет на практике, говорит Ногин: если средства клиента будут лежать сразу в нескольких фондах, ему сложнее будет оценить инвестиционный доход от накоплений и, кроме того, непонятно, кто – новый или старый фонд – должен будет его считать. «Не исключено, что в таком случае на фонды упадет двойная нагрузка и им придется отлеживать еще и действия своих конкурентов, где тоже лежат средства их клиента», – опасается Ногин.
Поступления новых пенсионных накоплений сейчас заморожены, новых взносов, которые могли бы перечисляться, пока в принципе нет, обращает внимание Янин, – они могут появиться, если появится индивидуальный пенсионный капитал.
Взносы на накопительную пенсию были заморожены в 2014 г. – отчисления в размере 6% от зарплаты россиян пошли на выплаты пенсионерам. После этого мораторий продлевался ежегодно, в ноябре прошлого года он был продлен до 2021 г.
«Ведомости» ожидают дополнительного комментария от представителя ЦБ.