Российские инвесторы увеличили вложения в зарубежные стартапы
Инвестиции за первое полугодие 2019 года превысили показатели всего прошлого годаСтоимость зарубежных венчурных сделок с участием российского капитала в первом полугодии выросла вдвое: $860,4 млн против $418,1 млн в первом полугодии 2018 г., сообщают в исследовании MoneyTree Российская венчурная компания (РВК) и PwC. В 99% случаев инвестиции – в IT-проекты. Более чем вдвое выросла и средняя стоимость сделки с иностранными стартапами, в которых участвуют российские инвесторы: с $11 млн до $23,9 млн.
Деньги идут в более зрелые проекты, пишут авторы исследования, и инвестиции в зарубежные компании в первом полугодии превысили инвестиции на российском рынке в 3,5 раза. Сумма сделок на внутреннем рынке за шесть месяцев 2019 г. достигла $248,1 млн.
Чаще всего российские инвесторы становятся миноритариями, особенно на более поздних стадиях, а значит, их вложения существенно меньше общей суммы сделок, говорит инвестиционный директор РВК Алексей Басов. Но такая интегрированность российских фондов в глобальную венчурную индустрию – позитивный фактор, считает он: говорят, будто западный рынок закрыт для проектов и инвесторов из России, но российские фонды активны на Западе и участвуют в хороших сделках.
Рост общей суммы свидетельствует, что российские инвесторы все глубже интегрируются в мировую венчурную экосистему, что им доступны все более перспективные проекты, и не говорит об отсутствии интереса к российским стартапам, уверен директор практики PwC Александр Кардаш.
Иностранные сделки обеспечивают российским корпорациям доступ к перспективным проектам и технологиям, отмечает партнер отдела инвестиций и рынков капитала КПМГ Вячеслав Жаравин.
Финансовым инвесторам прежде всего нужна ликвидность: важно не вложить в проекты $15–20 млн в год, а иметь возможность продать эти компании через некоторое время и заработать на этом $50–60 млн, говорит управляющий партнер фонда Runa Capital Дмитрий Чихачев. В России количество экзитов (выходов из инвестиций) растет, но остается ничтожно малым, констатирует он. По данным MoneyTree, в первом полугодии 2019 г. было всего 13 выходов на сумму $53,2 млн – сразу на 8 сделок больше, чем в первом полугодии 2018 г. За весь 2018 год таких сделок было 32 на $128,9 млн против 30 сделок на $79,9 млн в 2017 г.
Покупателей еще меньше: к Mail.ru, «Яндексу» и Сбербанку добавились сотовые операторы и финансовые группы (например, «Севергрупп»). В Европе и США их на порядки больше, а из России все зарубежные покупатели и финансовые инвесторы за последние годы ушли, указывает Чихачев.
Корпорации нечасто выступают стратегическими покупателями, наоборот, на начальном этапе они чаще инвестируют немного, поэтому сделок становится больше – но не выходов, говорит Басов. С учетом акселераторов в 2018 г. количество сделок с корпоративными инвесторами увеличилось с 19 до 43, а сумма – с $34,2 млн до $93,5 млн, приводит цифры Кардаш.
Исход инвесторов из России произошел в 2015 г., а российские фонды, ориентированные на зарубежные инвестиции, как правило, инвестируют стабильные суммы каждый год, замечает венчурный инвестор Алексей Соловьев. Резкий рост зарубежных сделок мог произойти либо за счет некорректного отнесения игроков к российским инвесторам, либо за счет отдельных крупных сделок, полагает он. Например, MoneyTree учитывает сделки DST Global Юрия Мильнера, а он давно уже глобальный инвестор, а не российский.
Инвестиции на внутреннем рынке тоже растут: по данным исследования, в первом полугодии – почти втрое по сравнению с первым полугодием 2018 г. В 2018 г. рынок вырос на 78%, хотя количество сделок и сократилось.
Резкого роста на рынке нет, скорее он поступательно развивается, считает Соловьев. Но это неплохо – уберегает рынок от перегрева, заключает он.