Акции на новой технологической бирже Китая подскочили на 84–400%
Это третья попытка Китая создать аналог американской NasdaqВ понедельник в Китае начала работу фондовая площадка STAR Market – подразделение Шанхайской фондовой биржи для технологических и инновационных компаний. О ее создании в ноябре объявил председатель КНР Си Цзиньпин: цель – «помочь Шанхаю укрепить свои позиции как международного финансового центра и центра науки и инноваций». Китайские власти пытаются создать свой аналог Nasdaq (правда, это уже третья попытка), чтобы дать возможность стартапам привлекать средства на национальном фондовом рынке.
Заявки на листинг уже подали более 140 китайских компаний, намеревавшихся привлечь в общей сложности 128,8 млрд юаней ($18,7 млрд). К началу работы STAR процесс IPO завершили 25 из них, разместив акции на 37 млрд юаней ($5,4 млрд).
Меньше всего в первый день торгов выросли акции производителя программного обеспечения Harbin Xinguang Optic-Electronics Technology – на 84%. Сильнее прочих взлетели бумаги производителя полупроводников Anji Microelectronics Technology: в ходе торгов они поднимались на 520%, а завершили их ростом на 400%. У четырех компаний акции подорожали более чем на 200%, а средний рост у всех 25 бумаг составил 136%.
По подсчетам Reuters, совокупная рыночная капитализация этих компаний до начала торгов составляла 225 млрд юаней ($32,7 млрд), по их завершении она выросла на $44,3 млрд.
Еще до столь феноменального ралли средний показатель P/E (отношение капитализации к прибыли за последний год) у 25 компаний по итогам IPO сложился весьма высоким – 53,4. «Рост цен оказался более сумасшедшим, чем мы ожидали, – сказал Reuters Стивен Хуан, вице-президент Shanghai See Truth Investment Management. – Это хорошие компании, но мультипликаторы их стоимости слишком высоки. Покупать их сейчас бессмысленно».
Условия листинга и торгов на STAR более либеральные, чем на других китайских площадках. На Шанхайской и Шэньчжэньской биржах рост котировок в первый день торгов после IPO ограничен 44%, на STAR же нет лимитов в первые пять дней. С другой стороны, инвесторы на новом рынке могут совершать и короткие продажи, запрещенные на основных биржах. Также новым компаниям разрешено иметь два класса акций: такую структуру нередко имеют технологические стартапы, что позволяет основателям сохранять контроль над ними, так как акции одного из классов имеют больше голосов.
Многие получившие международную известность китайские технологические компании размещали акции в США или Гонконге, где больше инвесторов и денег, а требования к IPO не такие жесткие, как на биржах материкового Китая. Среди них – крупнейший мобильный оператор страны China Mobile, разместивший акции на Нью-Йоркской и Гонконгской биржах еще в 1997 г., а в последние годы это сделали такие компании, как Alibaba Group и Xiaomi.
Очевидное покровительство властей играет на руку новому рынку, считают аналитики. Инвесторы полагают, что «правительство поддержит его», считает Маргарет Ян, рыночный аналитик CMC Markets Singapore. «Бычьи рынки в Китае традиционно спонсируются правительством», – добавляет издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money Йон Триси, имея в виду, что долгосрочные тренды роста совпадают с действиями Пекина по поддержке экономики и «накачке» рынка с помощью заявлений, регулирующих мер и соответствующей политики.
Но заявлений руководителей государства может быть недостаточно, чтобы обеспечить STAR радужные перспективы, предостерегает Ян. «Эта игра [на повышение] может продлиться несколько дней, но сложно сказать, что будет в долгосрочном периоде», – приводит ее мнение Financial Times.
STAR – не первая попытка китайского ответа Nasdaq, напоминает The Wall Street Journal. Шэньчжэньская биржа уже создавала аналогичную площадку ChiNext, пыталась привлечь технологические компании на новый рынок и биржу в Пекине. Но торговый оборот и капитализация компаний там в последние годы только падали, отмечает WSJ.
Пекин очень старается показать местным технологическим компаниям, что благодаря проводимой им реформе рынка капитала основную роль в определении их стоимости будет играть рынок, а не государственная политика, «что в центре стоят их интересы», полагает Трин Нгуен, старший экономист Natixis (цитата по FT). Пекин хочет поддержать складывающееся лидерство Китая в технологической сфере и увеличить роль финансового рынка в развитии экономики и привлечении инвестиций. Это особенно важно на фоне противостояния с США, которое привело в том числе к санкциям против крупнейшего мирового производителя телекоммуникационного оборудования Huawei.