Почему компании не спешат выпускать вечные облигации
С января эмитентами таких бумаг могут быть как банки, так и компании, но ЦБ не получил ни одной заявкиВ этом году в России появился новый тип ценных бумаг – бессрочные корпоративные облигации. Раньше размещать вечные бонды могли только банки, но в конце декабря 2018 г. вступили в силу поправки, разрешающие выпускать их и компаниям.
Но пользоваться новым инструментом компании не спешат: документы на регистрацию вечных облигаций пока никто не подал, сообщила директор департамента корпоративных отношений Центробанка Елена Курицына во вторник, 2 апреля. К 5 апреля заявки от компаний так и не поступили, уточнил представитель ЦБ в пятницу.
Выпускать бессрочные бонды могут не все компании: для этого нужно иметь наивысший рейтинг по национальной рейтинговой шкале, кроме того, компания должна работать не менее пяти лет и в течение последних пяти лет не допускать дефолтов по другим облигациям. Выпуск таких облигаций на собрании акционеров должно одобрить большинство в 95% голосов. «По сути, это означает, что выпускать вечные облигации смогут только компании с единственным акционером, более распыленная структура собственности, скорее всего, не позволит набрать такое количество голосов», – отметила Курицына.
Компания – эмитент вечных облигаций не обязана выплачивать по ним купон или погашать их, а также может не учитывать их в долге, а записывать в активы, рассказала Курицына: «Такие бумаги могут быть дороже обычных облигаций на 2–3 процентных пункта, но выгодны эмитенту тем, что не давят на отношение долга к EBITDA». При этом, хотя у владельцев таких облигаций нет права требовать их погашения, эмитент может установить колл-опционы, добавила она.
По закону покупать вечные облигации могут только квалифицированные инвесторы.
Кто первый
Об интересе к вечным облигациям ранее неоднократно заявляла РЖД. Старший вице-президент компании Вадим Михайлов в 2017 г. оценивал размер возможного выпуска в 15 млрд руб. Компания может разместить вечные облигации в первом полугодии 2019 г., сообщил на прошлой неделе «Интерфакс» со ссылкой на презентацию для инвесторов. Представитель РЖД не ответил на запрос «Ведомостей».
«Газпром» не рассматривает вечные облигации как инструмент для привлечения долгосрочного финансирования, сообщил его представитель.
При условии экономической целесообразности «Россети» рассмотрят выпуск бессрочных облигаций в будущем, но пока этот вопрос на рассмотрение органов управления не выносился, сообщил представитель компании.
«Норникель» возможность разместить вечные бонды пока тоже не изучал – у компании нет планов и потребностей в привлечении финансирования в ближайшем будущем, объяснил ее представитель. «Кроме того, c учетом финансового положения и кредитного качества компании такой инструмент, эффективная стоимость которого помимо прочего превышает стоимость обычного долга, не окажет дополнительного положительного влияния на кредитные метрики», – указал он.
Инструмент только появился, и эмитентам нужно время, чтобы оценить все плюсы и минусы, построить модели и оценки, к тому же в России не так много инфраструктурных компаний, которым действительно нужны вечные облигации, отметил представитель НЛМК. Компания анализирует этот инструмент, но конкретных планов у нее пока нет.
Чья выгода
Банку выпуск бессрочных облигаций позволяет нарастить капитал и улучшить нормативы, а для компаний плюс в том, что они привлекают финансирование, не увеличивая долговую нагрузку, говорит управляющий директор по рейтингам структурированного финансирования «Эксперт РА» Александра Веролайнен: к примеру, если ранее компания привлекала банковский кредит, она заинтересована в том, чтобы отношение ее чистого долга к EBITDA не превышало заложенный в ковенантах уровень – иначе банк потребует погасить кредит досрочно, такое условие часто прописывается в договорах. Кроме того, чем выше долговая нагрузка, тем более рискованным заемщиком выглядит компания и тем дороже ей будет обходиться новое заемное финансирование, добавляет она.
Для инвесторов это тоже привлекательный инструмент: ставки выше, чем по депозитам или обычным облигациям, а риск минимален, ведь выпустить их, по сути, могут только суверенные или квазисуверенные эмитенты, указывает Веролайнен. Однако остается вопрос ликвидности таких бумаг на вторичном рынке, признает она.
Бессрочные облигации будут интересны инвесторам, которые ищут длинные бумаги качественных эмитентов, уверен заместитель руководителя управления рынков долгового капитала «ВТБ капитала» Алексей Коночкин. Особенно такие бонды будут востребованы в периоды роста на рынке – они позволяют достичь максимальной эффективности вложений за короткий срок, считает он.
Инструмент привлекательный для инвестора, но с точки зрения эмитентов его время еще не пришло, полагает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов. Компаниям такого уровня пока хватает других источников финансирования, отмечает он: у банков в избытке ликвидность, и они готовы кредитовать по привлекательным ставкам. На рынке благоприятная ситуация для размещения традиционных облигаций, бумаги на 3–5 лет такой эмитент может разместить под 8,3–8,7% годовых. «Зачем переплачивать без особой необходимости? Но вводить этот тип бумаг нужно, ведь ситуация на рынке может измениться», – рассуждает Худалов. Кроме того, банкам нужно соблюдать норматив Н6 (лимит кредитования на одного либо группу связанных заемщиков, ограничен 25% капитала), а лимиты на эти компании могут достигнуть предела, предупреждает он.
Эмитенты, которым было бы интересно выпускать такие облигации, есть, говорит Коночкин. Сейчас они, по-видимому, выбирают оптимальный момент для выхода с дебютным займом.