РЖД не готова вкладывать в мост на Сахалин
Госкомпания предлагает профинансировать проект частным инвесторамРЖД отказалась от идеи строить транспортный переход на Сахалин за свой счет – она не зафиксирована даже в целевом сценарии обновленной инвестпрограммы монополии на 2018– 2025 гг. Теперь холдинг готов дать лишь 3,5 млрд руб. для подготовки технико-экономического обоснования, а от инвесторов потребуется 536,8 млрд, говорится в документе («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердили два человека, близких к РЖД).
Ранее транспортный переход Селихин – Ныш (мост или тоннель) вошел в список проектов, предложенных Минфином бизнесу, но пока не заинтересовал инвесторов. Даже у правительства есть сомнения в целесообразности строительства моста, рассказывали федеральные чиновники «Ведомостям». При выделении государственных денег возникает риск необоснованной траты средств, а без них проект реализовать невозможно, рассказывал человек, знакомый с материалами правительственных совещаний .
В долгосрочной программе развития РЖД сказано, что решение о проекте будет принято после дополнительной проработки, подчеркнул представитель монополии. Представитель Минтранса не смог ответить на вопросы «Ведомостей» в воскресенье, а профильного вице-премьера Максима Акимова – отказался от комментариев. Министр транспорта Евгений Дитрих говорил, что проект включен в комплексный план, но требует дополнительной проработки.
По сравнению с июньской версией документа целевой сценарий инвестпрограммы сократился с 7 трлн до 6 трлн руб. (без НДС, консервативный – с 6 трлн до 4,75 трлн). Из крупных проектов под секвестр попали, в частности, смета Московского транспортного узла (сокращена с 500 млрд до 213 млрд руб.) и железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга (с 52,7 млрд до 35,7 млрд). Это очень капиталоемкие проекты, но их можно оптимизировать, например, за счет привлечения частного финансирования, продажи имущества РЖД на территории агломераций, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.
Сокращение не коснулось проектов, связанных с выполнением майского указа президента Владимира Путина. Например, инвестиций в инфраструктуру для увеличения интенсивности транзита контейнеров, чтобы к 2024 г. они доставлялись с Дальнего Востока до западной границы за семь суток. Финансирование проекта по модернизации БАМа и Транссиба даже увеличилось – второй этап обойдется РЖД в 625 млрд руб. вместо 460 млрд. Это связано как с ростом заявок от угольных компаний, так и с планируемым разведением транспортных потоков: грузовые – на БАМ, а пассажирские и контейнерные – на Транссиб, говорит Бурмистров. Но в инвестпрограмму пока не включено строительство Северомуйского тоннеля – вопрос дополнительно прорабатывается.
Больше всего в новой версии инвестпрограммы выросли расходы на электрификацию направлений Ртищево – Кочетовка (с 15,8 млрд до 49 млрд руб.), а также Ожерелье – Узловая – Елец (с 18,4 млрд до 48,2 млрд руб.), что позволит переключить 27 пар поездов с казанского на павелецкое направление Московской железной дороги. Но в консервативном сценарии РЖД будет экономить в первую очередь на своих проектах: оба проекта по электрификации почти лишаются в нем финансирования. Проекты, связанные с исполнением поручений президента и правительства, при неблагоприятном раскладе потеряют лишь 30 млрд руб.
Тариф ниже инфляции
РЖД ожидает роста погрузки с 1,26 млрд т в 2017 г. до 1,68 млрд в 2025 г. по целевому сценарию и до 1,53 млрд – по консервативному. В 2019–2025 гг. распоряжением правительства установлена ежегодная индексация тарифов на перевозку грузов на уровне инфляции минус 0,1 п. п. (в 2017 г. они выросли на 6%, в 2018 г. – на 5,4%). Сохранена 2%-ная целевая надбавка по капитальному ремонту инфраструктуры, а также 1,5%-ная целевая надбавка по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства (с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.).
РЖД ожидает роста погрузки с 1,26 млрд т в 2017 г. до 1,68 млрд в 2025 г. по целевому сценарию и до 1,53 млрд – по консервативному. В 2019–2025 гг. распоряжением правительства установлена ежегодная индексация тарифов на перевозку грузов на уровне инфляции минус 0,1 п. п. (в 2017 г. они выросли на 6%, в 2018 г. – на 5,4%). Сохранена 2%-ная целевая надбавка по капитальному ремонту инфраструктуры, а также 1,5%-ная целевая надбавка по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства (с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.).
Основные источники финансирования инвестпрограммы РЖД – собственные средства (в 2017 г. – около 80% общих вложений) и господдержка. В прошлом году чистая прибыль РЖД по МСФО составила 139,7 млрд руб. К 2025 г. она может увеличиться до 296,4 млрд руб. по целевому сценарию и до 164 млрд по консервативному, следует из материалов РЖД. Основные доходы обеспечивают перевозка грузов и предоставление доступа к инфраструктуре.
В начале октября гендиректор РЖД Олег Белозеров предупредил о сокращении инвестпрограммы из-за прогнозируемого снижения займов. «Нам нужны долгосрочные источники в рублях. На текущем рынке заемного капитала такой срочности нет. Вся ликвидность сконцентрирована на сроках до трех лет», – объяснял он. Заимствования до 2025 г. составляли около 2 трлн руб., говорил Белозеров, компания планировала, что стоимость капитала будет снижаться вслед за инфляцией. «Однако ставки в III квартале выросли почти на 1,5% годовых. Центробанк также повысил свою ставку до 7,5% и не исключил возможности ее дальнейшего роста. Соответственно, у нас из инвестпрограммы выпадет порядка 800 млрд руб.», – объяснял Белозеров.
Новая версия инвестпрограммы выглядит более сбалансированной и экономически эффективной, риски снижены за счет перевода части проектов (в первую очередь моста на Сахалин) в формат государственно-частного партнерства, в котором РЖД участвует, но не финансирует, говорит Бурмистров. Это позволит исключить риски, связанные с инвестициями в экономически неэффективные и невостребованные проекты, заключает он.