В России впервые за четыре года откроется новый банк
Президент IT-холдинга Fix Дмитрий Еремеев хочет создать банк для расчетов предпринимателей, об аналогичных проектах – «Банк24.ру» и «Точка» – он слышал в новостяхЦБ во вторник объявил о регистрации «Банка 131». После оплаты уставного капитала банк получит базовую лицензию. Привлекать средства населения он не сможет, указал ЦБ: на это банки могут рассчитывать после двух лет работы.
Кэшбэк на 340 млн
Учредитель и единственный владелец «Банка 131», по данным ЕГРЮЛа, – президент IT-холдинга Fix Дмитрий Еремеев, его наиболее известный проект – кэшбэк-сервис ePN.bz. Еремеев подтвердил, что будет 100%-ным собственником банка. Уставный капитал банка составит 340 млн руб. (минимум для базовой лицензии – 300 млн).
Еремеев говорит, что заработал эти деньги с помощью кэшбэк-сервиса. Банк зарегистрирован в Казани и назван в честь местного физико-математического лицея № 131, где учился Еремеев.
Банк для расчетов
«Банк 131» будет полностью работать в интернете, у него не будет ни отделений, ни банкоматов, рассказал Еремеев. Основное направление – расчетно-кассовое обслуживание компаний, работающих в интернете: ритейлеров, соцсетей, кэшбэк-сервисов и т. д. «Банк также планирует в перспективе работать с физлицами через электронные кошельки и развивать IT-платформу, чтобы на ее базе выпускать платежные карты, разрабатывать программы лояльности и другие финансовые продукты для компаний», – говорит Еремеев.
Выдавать кредиты банк не будет, сказал Еремеев: источником фондирования станут средства юрлиц, но размещать их будет в ЦБ. Основным источником дохода станут комиссии за транзакции. «Опыта в банковском кредитовании у нас нет, поэтому пока, чтобы избежать рисков, логичнее размещать деньги на счетах в ЦБ», – объясняет Еремеев. Обслуживать компании банк начнет осенью, он должен выйти в плюс течение двух лет, ожидает он.
«Банк 131» возглавит выходец из «Яндекс.Денег» Александр Магомедов, сказано в ЕГРЮЛе. Он был коммерческим директором и покинул компанию несколько месяцев назад, уточнил ее представитель.
Повторение пройденного
Банк, специализирующийся исключительно на расчетно-кассовом обслуживании, в России уже был. В 2008 г. екатеринбургский «Банк24.ру» потерял платежеспособность, ЦБ назначил его санатором Пробизнесбанк. «Банк24.ру» отказался от кредитования и стал специализироваться на расчетно-кассовом обслуживании. Но банк подвел комплаенс: в 2014 г. ЦБ отозвал его лицензию за нарушение антиотмывочного законодательства.
Спустя пару месяцев команда «Банк24.ру» – 350 человек – перешла в «ФК Открытие». Там они построили аналогичный сервис «Точка». В «Банк24.ру» была создана уникальная платформа для обслуживания малого и среднего бизнеса, говорила член правления «ФК Открытие» Елена Будник. Но «уникальной платформе» снова пришлось переезжать. В 2017 г. ЦБ решил санировать «ФК Открытие», и Qiwi выкупила у него бренд и софт «Точки».
«Пока до конца непонятна модель, по которой банк будет работать. Новые игроки могут учесть ошибки конкурентов и сделать более качественный продукт», – рассуждает главный управляющий директор «Точки» Андрей Завадских, вопрос исключительно компетенций, бюджета и амбиций. Пока новый банк выглядит как нишевая история: «Океан уже даже не красный. Каждому новому игроку будет непросто, но очевидно, что в любом случае выигрывает только клиент», – заключает Завадских.
Еремеев заявил «Ведомостям», что про «Банк24.ру» слышал в новостях и постарается не повторить его ошибок. «Банк 131» уже нанял комплаенс-команду, сказал он, обещая максимально консервативно подходить к проведению транзакций.
Ориентация на расчеты несет стратегические риски для собственников банка, считает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин: непонятно, хватит ли ему комиссионных продуктов для покрытия расходов. «Скорее всего первое время банку придется демпинговать», – указывает он, прослойка качественных клиентов МСБ не очень широкая, поэтому расчетно-кассовое обслуживание малого бизнеса зачастую сопровождается повышенными регулятивными рисками.
В последние годы банковский бизнес не особенно привлекал инвесторов: рентабельность снижалась, меры по зачистке сектора не добавляли оптимизма, говорит президент ассоциации банков «Россия», бывший первый зампред ЦБ Георгий Лунтовский: «Здорово, что нашелся инвестор, которого эти риски не пугают и который готов развивать интернет-банкинг».