Как Сбербанк и ЦБ воюют за цифровой бизнес

Герман Греф пообещал за месяц найти компромисс с регулятором
Центробанк строго следит за тем, чтобы все банки могли оказывать цифровые услуги
Центробанк строго следит за тем, чтобы все банки могли оказывать цифровые услуги / Ярослав Чингаев / для Ведомостей

Свое противостояние с Центробанком президент Сбербанка Герман Греф прокомментировал в ходе телеконференции по итогам работы банка за 2018 г. Он отвечал на вопрос аналитика, который поинтересовался, как на Сбербанке может сказаться запуск созданной регулятором Системы быстрых платежей (СБП, позволяет людям мгновенно переводить друг другу деньги по номеру мобильного телефона) и возможное снижение комиссий за прием карт в торговых точках.

СБП заработала 28 февраля: пока она доступна клиентам 11 банков, и Сбербанка среди них нет. У него есть своя система переводов с карты на карту, в том числе по номеру телефона. По данным самого банка, он контролирует более 60% таких переводов. Сбербанк пока не планирует присоединяться к СБП, говорил в январе первый зампред Александр Ведяхин, Греф называл это «лишним шагом».

Сам, все сам

«У нас большая доля рынка, но знаете, это был не подарок, который пришел к нам с историей, достался по наследству. Мы сами выстроили свое конкурентное преимущество за 10 лет, мы начинали с очень низкой базы. У всех банков была та же возможность. Мы этой возможностью воспользовались: сейчас у нас хорошая доля рынка в цифровом банкинге», – сказал Греф. На сложившемся рынке распределение долей, по его словам, выглядит следующим образом: у лидера – 60%, у второго игрока – 30%, а все остальные делят между собой 10%. И на рынке цифровых услуг ситуация будет аналогичной, «если у нас будет открытая конкуренция без такого огромного влияния государства на рынок», рассказал Греф.

«Сейчас мы лидер. Банки пытаются разделить наше конкурентное преимущество со всем рынком. И регулятор пытается поддержать рынок. Я понимаю обе эти стороны», – продолжил он, но, если активное цифровое развитие Сбербанка будет остановлено, «это ни к чему хорошему не приведет».

Нельзя сказать, чтобы Сбербанку его доля досталась по наследству, согласен с Грефом аналитик Fitch Александр Данилов, несмотря на большую клиентскую базу, без целенаправленных усилий этого бы не произошло – вспомнить Сбербанк 10 лет назад: «Если бы Греф не поставил цель трансформироваться, все осталось бы как было, независимо от числа клиентов».

Делиться надо

Принципиально важно, чтобы цифровую трансформацию успешно прошел не один крупнейший банк, а большинство участников рынка, говорил в январе «Известиям» зампред ЦБ Василий Поздышев. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в январе заявила, что подключение к СБП должно быть обязательным для системно значимых банков – такой законопроект уже в Думе.

Сбербанк ведет переговоры с ЦБ. «Мы найдем решение, которое будет приемлемым для нас и для регулятора <... > Думаю, в следующем месяце найдем компромисс», – успокаивал аналитиков Греф.

Запрос в ЦБ остался без ответа.

Сбербанк и ЦБ давно спорят о конкуренции в цифровом банковском бизнесе, и не только из-за СБП. ЦБ создает Единую биометрическую систему (ЕБС), которая позволит банкам идентифицировать россиян и удаленно открывать им счета и проводить операции. Банки обязаны к этой системе присоединиться: со следующего года – все. У Сбербанка есть своя биометрическая система, в которую он собирает данные граждан: в конце 2018 г. госбанк сообщил, что получил миллионы образцов биометрии, в ЕБС было на три порядка меньше.

С чего начать

Дилемма, что нужно делать в первую очередь – строить инфраструктуру для развития конкуренции или организовывать конкуренцию за инфраструктуру, – существует давно, говорит бывший исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев. У российского рынка есть исторически сложившиеся особенности: монополист еще больше монополизирует рынок, а регулятор включается в конкуренцию и становится рыночным игроком, отмечает предправления НП «Национальный платежный совет» Алма Обаева.

Если на рынке есть монополист, недостаточно просто создавать конкуренцию за инфраструктуру, нужно принимать дополнительные экономические меры – заставлять монополиста платить за доминирование, уверен Мехтиев: «Иначе мы заменяем одного доминирующего игрока на другого, который был создан в противовес ему».

«Можно понять и Сбербанк, который самостоятельно выстроил успешный цифровой бизнес и хочет сохранить доминирующее положение, и ЦБ, который стремится сделать рынок более конкурентным», – размышляет гендиректор Frank RG Юрий Грибанов. ЦБ пытается упростить жизнь небольшим банкам, которым не хватает ресурсов на это, и сделать банковские сервисы более доступными, считает Данилов.

Для банков одинаково страшен и Сбербанк, и ЦБ, говорит топ-менеджер банка, подключившегося к СБП: Сбербанк хочет быть монополистом и взимать с других повышенную плату за свою систему, а регулятор может исключить банки из платежного бизнеса. Он называет ЦБ «просто попутчиком» для банков, а друзья для них – это Visa и Mastercard, регулятор же может стать самым опасным конкурентом.

Незаметная война

Клиенты вряд ли заметят присутствие ЦБ в качестве оператора СБП, им лишь станет проще проводить переводы в разные банки, даже не очень большие (как сейчас с карты на карту в разных банках), замечает Данилов.

Банкам и их клиентам конкуренция между Сбербанком и ЦБ выгодна, уверен Грибанов: у пользователей будет больше возможностей переводить деньги, а у банков появится выбор – подключиться к системе ЦБ или договориться со Сбербанком, как «Тинькофф». Кроме того, наличие у банков выбора между системами Сбербанка и ЦБ может заставить Сбербанк снизить комиссии в своей системе, полагает он. «В теории банки смогут работать и в двух системах сразу (как они работают сразу с несколькими платежными системами): одни транзакции проводить через СБП, другие – через систему Сбербанка. В любом случае для рынка это только плюс», – заключает Грибанов.

Без Сбербанка не обойтись

У Сбербанка огромнейшая клиентская база, поэтому пытаться конкурировать с ним без поддержки регулятора не имеет смысла: многие его клиенты все равно будут делать переводы внутри его же системы, а на переводы в другие банки Сбербанк продолжит устанавливать комиссию, говорит бывший первый зампред ЦБ Олег Вьюгин. «Вероятно, поэтому ЦБ и стремится включить Сбербанк в свою систему: только так сегмент переводов станет действительно конкурентным». Без Сбербанка проекты ЦБ, как задумано, работать не будут, солидарна Обаева.

От Сбербанка много не убудет

Даже если Сбербанк сдаст свои позиции в сегменте переводов, в банковском секторе в целом он продолжит доминировать, говорит Вьюгин: «Эту битву другие банки проиграли ему давным-давно: сказались госучастие, сильное управление, большая клиентская база, относительно дешевое фондирование и др.». Технологическое лидерство Сбербанка устойчиво и изменить ситуацию в ближайшее время невозможно, солидарен бывший зампред ЦБ Михаил Сухов.

Он считает, что создание СБП не противоречит системе Сбербанка, а дополняет ее: «Конечно, инвестиции Сбербанка в этот продукт будут не столь эффективны, но в красную зону они не выйдут».

Другое дело, что распространение разработанного ЦБ сервиса не совсем отвечает стремлению банков удерживать клиентов, поэтому они локализуют платежные сервисы, замечает Сухов. Через систему ЦБ можно быстро перевести деньги не только другому лицу, но и самому себе в банк, где процент выше, указывает он: поэтому распространение системы на все банки, включая Сбербанк, снизит разницу процентных ставок, особенно для вкладов, покрытых страховым возмещением (1,4 млн руб.). Создание СБП – стратегический риск для госбанка, уверен партнер Bain & Co Егор Григоренко: ему будет сложнее привлекать дешевые деньги, которые оседают сегодня за счет транзита.

Сбербанк в любом случае не потеряет клиентов, уверен Данилов, но, вероятно, опасается трудностей с привлечением новых: у них уже не будет мотивации открывать счет в Сбербанке, чтобы делать быстрые платежи его клиентам.

Свое будущее в Сбербанке Греф, чей контракт истекает в декабре, прокомментировал так: «Через несколько месяцев, я надеюсь, мы закончим [с акционерами] разговор на эту тему. Мы должны понимать, находимся ли мы на одной стороне, одинаково ли мы видим будущее и концепцию Сбербанка».

Центробанк строго следит за тем, чтобы все банки могли оказывать цифровые услуги