Росфинмониторинг хочет следить за разводами и ограничить оборот наличных
Это должно помочь в борьбе с коррупциейСомнительные операции должностных лиц, в том числе из «губернаторского, депутатского и министерского корпуса», обнаружил Росфинмониторинг, анализируя панамское досье, рассказал начальник управления Росфинмониторинга по противодействию отмыванию доходов Виталий Андреев на конференции в Высшей школе экономики. Всего Росфинмониторинг нашел 4197 подконтрольных россиянам офшорных компаний в документах панамской юрфирмы Mossack Fonseca, которые были опубликованы в 2016 г. Международным консорциумом журналистов-расследователей и Центром по исследованию коррупции и организованной преступности.
У россиян оказалось больше фирм, чем у других стран: например, у американцев было найдено 3066 фирм, у украинцев – 470, рассказал Андреев. Компании россиян, по его словам, провели «множество сомнительных финансовых операций» на общую сумму свыше 5 млрд руб. Более половины этих компаний зарегистрировано на Британских Виргинских островах, за ними по популярности следуют Панама и Багамы. Результаты анализа направлены в правоохранительные органы, указано в докладе Андреева.
Всего из Mossack Fonseca утекло 11,5 млн документов. Благодаря работе журналистов-расследователей стало известно о фирмах, которые контролировали, например, Татьяна Навка, супруга пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, друг Владимира Путина виолончелист Сергей Ролдугин, семья Геннадия Тимченко, первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев, а также Валерий Поломарчук, давний знакомый Путина по КГБ, работавший вице-президентом «Лукойл – Санкт-Петербург». В других странах публикация досье привела к нескольким громким отставкам – например, премьера Исландии Сигмундура Гуннлейгссона и премьера Пакистана Наваза Шарифа.
Росфинмониторинг признал, что утечки и данные от журналистов могут стать базой для проведения проверок, говорит заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Р» Илья Шуманов, но при этом сами российские власти ограничивают доступ журналистов к информации. Росфинмониторинг – не единственное ведомство, которое использовало панамское досье. Например, к нему прибегала Федеральная налоговая служба в делах о доначислении налогов.
Компании в офшорах нередко создавались не для ухода от налогов, а, например, для приобретения недвижимости, оплаты обучения и лечения, получения вида на жительство, отмечает партнер International Tax Associates B.V. Рустам Вахитов. Росфинмониторинг проанализировал данные о незадекларированных компаниях за 2016 г., сейчас подобных компаний скорее всего меньше – офшоры теряют популярность из-за амнистии капитала в России, запуска международного автоматического обмена налоговой информацией и других антиофшорных мер, подчеркивает он.
Если для борьбы с офшорами в законодательстве появилось немало инструментов, то для борьбы с коррупцией в России Росфинмониторингу их не хватает. Для слежки за чиновниками Росфинмониторинг предлагает создать систему декларирования доходов и расходов при расторжении брака. Должностные лица нередко фиктивно разводятся, чтобы прикрыть приобретение активов и имущества и не декларировать их, говорится в докладе Андреева. Кроме того, по мнению службы, необходим реестр публичных должностных лиц, чтобы банки могли провести проверку клиентов.
В любом банке проверка, является ли клиент публичным должностным лицом, – это просто галочка при заполнении анкеты, рассказывает партнер TA Legal Consulting Иван Тертычный: «И если клиент сам эту галочку не поставит, то банк никак сведения не проверит». Сейчас банки не интересуются, кто клиент по должности и откуда у него деньги, если только эти операции по своим признакам не попадают под закон о противодействии легализация преступных доходов, признает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. Подобный реестр не затруднит работу банков, но и чиновники в ответ могут начать активнее использовать наличные, предупреждает он. Правда, их оборот Росфинмониторинг предлагает ограничить – например, при покупке квартир, автомобилей, ювелирных украшений. Сейчас оборот наличных практически невозможно контролировать, они «питают теневые схемы по обналичиванию, созданию тысяч фирм-однодневок и теневую экономику в целом», указывает служба.
Чиновники периодически обсуждают идею ограничить оборот наличных. Еще в 2012 г. Минфин предлагал ограничить расчеты наличными между людьми и компаниями – сначала 600 000, а затем 300 000 руб. А в начале 2017 г. Минфин и Минэкономразвития обсуждали снижение ставки НДС для платежей по карте, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Помешали неготовность инфраструктуры и политические сложности, объяснял один из них. Во многих регионах нет условий для безналичных расчетов, высока плата за эквайринг (комиссия банка и платежной системы при расчете картами). Сейчас идея ограничить расчеты наличными не обсуждается, говорит представитель Минфина.
Россияне пока предпочитают наличные. Держатели платежных карт за первое полугодие 2018 г. сняли 13,2 трлн руб. наличных, а оплатили с помощью карт товаров и услуг только на 8,8 трлн, следует из данных ЦБ. По данным регулятора на октябрь 2018 г., наличных денег в обращении было почти 10 трлн руб. – на 1 трлн больше, чем год назад.
Опыт других стран показал, что рост безналичных расчетов действительно помогает сокращать теневую экономику. По оценкам EY, рост безналичных расчетов на 1% ВВП привел к ее сокращению в восьми странах Восточной Европы за 2014 г. на 0,03% ВВП. Самой эффективной мерой эксперты назвали обязательное внедрение POS-терминалов.
Впрочем, Центробанк и так фиксирует сокращение сомнительных операций. Если в 2015 г. рынок обналичивания превышал 600 млрд руб., то к первому полугодию 2018 г. он сократился до 100 млрд. Снизилась и сумма выведенных за рубеж средств – с 500 млрд руб. в 2015 г. до 35 млрд в первом полугодии 2018 г., следует из данных регулятора.