Суды придумали, как бороться с использованием их решений для легализации преступных доходов

Они привлекают к делам Росфинмониторинг и могут начать привлекать налоговиков
С помощью судебного акта нередко переводят криминальные деньги и уходят от налогов
С помощью судебного акта нередко переводят криминальные деньги и уходят от налогов / PhotoXPress

Почти два года власти искали способ бороться с распространенной схемой вывода капитала за границу – банки не могут отказать в операции, если решение о переводе средств принял суд, не разобравшийся в схеме легализации. Чтобы суды изучали обстоятельства сделок, к делам начали привлекать Росфинмониторинг, рассказала судья Верховного суда Татьяна Завьялова (цитаты по «Интерфаксу»).

«Судебную схему» Центробанк описал в феврале 2017 г. Две компании заключают договор, одна не выполняет обязательства, и вторая обращается в суд для взыскания долга. После того как суд удовлетворяет требования, истец требует от банка перевести средства ответчика за рубеж. Это позволяет избежать налогов и других обязательных платежей, указал регулятор.

«Через исполнительные листы выводят, к сожалению, деньги, и мы видим, что эти операции растут», – говорила в марте того же года председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. ЦБ разрабатывает все возможные меры прекращения этой схемы и с Верховным судом, и с Росфинмониторингом, заявлял тогда зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин. В 2016 г. вывод денег за рубеж составлял 12% от всех операций повышенного риска, в 2017 г. – 7%.

Участие Росфинмониторинга в подобных делах поможет, говорит Завьялова: одно его появление приводит к тому, что истец отказывается от требований или не приходит на заседание. Но этого недостаточно – нужно дать банкам возможность приостанавливать операции, основанные на решении суда, считает она.

Участвовать в таких делах смогут также ФНС и другие органы валютного контроля – подобный законопроект был описан в отчете Росфинмониторинга «Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов». Решение о его разработке было принято Межведомственной рабочей группой по противодействию незаконным финансовым операциям, рассматривается проект в закрытом режиме, поэтому публичной информации о нем нет, отмечает представитель Росфинмониторинга. Проект необходим, добавил он: судебную систему продолжают использовать в противоправных целях.

В Минфин подобный законопроект на согласование не поступал, говорит его представитель. Минюст переадресовал вопросы в Росфинмониторинг, ФНС и ЦБ не ответили на запрос «Ведомостей».

Схема действительно популярна – с помощью судебного акта нередко переводят криминальные деньги и уходят от налогов, говорит партнер «Пепеляев групп» Иван Хаменушко: «А у Росфинмониторинга и ФНС достаточно ресурсов, чтобы определить, используют ли компании схему». Но их участие в судах – еще один признак усиления контроля за валютными операциями, отчего нередко страдает и добросовестный бизнес, указывает он.

Нужно четко определить критерии подозрительных сделок, призывает сотрудник российского банка, а также обмениваться информацией по исполнительным листам с правоохранительными органами. Банки очень тщательно отслеживают подобные платежи и всегда требуют множество документов по каждой операции, рассказывает партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин. Проверки ЦБ и Росфинмониторинга банк боится больше, нежели перспективы потерять клиента, говорит он.-

С помощью судебного акта нередко переводят криминальные деньги и уходят от налогов