ЦБ рекомендовал банкам разрывать отношения с клиентами, отмывающими деньги с помощью судебных решений
Однако так банки могут нарушить законЦентробанк призвал банки относиться с повышенным вниманием к операциям клиентов, которые они проводят на основании судебных решений. В понедельник регулятор опубликовал рекомендации, которые должны помочь предотвратить отмывание и вывод средств при помощи судебных решений и сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Объем таких операций ЦБ оценивает в 16 млрд руб.
Юридические риски для банков есть и неизвестно каковы будут последствия, согласен руководитель управления финансового мониторинга Локо-банка Игорь Дремин. Но рекомендации ЦБ нужно выполнять. «Возможно, банки будут расторгать договоры с клиентами исходя из критериев сомнительных операций и делать это до того момента, когда будет необходимо исполнить судебное решение», – размышляет он.
ЦБ заметил, что увеличилось число случаев, когда недобросовестные компании на основании судебных актов взыскивают средства в связи с неисполнением условий сделки, говорится в документе, и есть подозрения, что взыскание проводится для отмывания доходов. Им, как правило, предшествует заключение сторонами договора, который содержит обязательства, неисполнение которых влечет обращение в суд с требованием взыскать задолженность, пишет ЦБ. После того как суд его удовлетворяет, взыскатель предъявляет исполнительный документ в банк, в котором у должника открыт счет. Банк переводит средства должника на счет взыскателя. Возможен и другой вариант: денежные средства должника могут списываться на депозитные счета структурных подразделений ФССП, а затем перечисляться взыскателю либо на счет в российском банке, либо на счета за рубежом.
Схема не нова. С ее помощью в 2011–2014 гг. на основании судебных решений из России в Молдавию было выведено почти 700 млрд руб. Тогда судебные постановления выдавали молдавские районные суды (см. врез).
Суть молдавской схемы
Компании заключали договоры займов, согласно которым якобы получали ссуды на сотни миллионов долларов или же выступали по ним поручителями. Обязательства по этим фиктивным долгам не исполнялись, и кредиторы обращались в суды Молдавии – это было возможно, поскольку поручителями по кредитам выступали также граждане этой страны. Деньги переводились на счета 19 компаний, зарегистрированных в Великобритании, Новой Зеландии, Белизе в молдавском BC Moldindconbank S. A. и латвийском Trasta Komercbanka.
ЦБ рекомендует отказывать клиентам в проведении операций, если банк подозревает, что они могут заниматься отмыванием. А если банк в течение года дважды решил отказать такому клиенту, то он вправе вовсе разорвать с ним отношения, напоминает регулятор. В качестве критериев «сомнительности» ЦБ указывает два: расходные операции по счетам «должников» не проводятся или же носят нерегулярный характер, а кроме того, на уплату налогов и других платежей в бюджет приходится менее 0,5% от оборота по счету.
В пресс-службе ЦБ заверили, что рекомендации не требуют от банков отказывать в проведении операций, а лишь дополнительно проверять клиентов.
Идея ЦБ разумна, но реализовывать ее нужно изменениями в законодательстве, говорит директор «Гроннер бридж лигал сервисез» Алексей Измайлов. Это позволило бы банкам, опираясь на закон, проводить дополнительные проверки документов и клиентов. «Закон говорит об обязанности банка исполнить требования суда. Вряд ли на основании методических рекомендаций ЦБ получится отказать клиенту. Если тот обратится в суд, он, вероятнее всего, сможет взыскать с банка убытки», – указывает он.
Юридическая коллизия есть, согласен топ-менеджер крупного банка. Но есть и способы затягивать процесс исполнения судебных решений, замечает он. «Банк может взять время на выяснение обстоятельств, заняться проверкой подписей и за это время сообщить в ЦБ и Росфинмониторинг о сомнительной операции. Если же клиент пойдет в суд, банку придется, конечно, решение исполнить, но за это время он уже успеет уведомить надзор», – заключает он.
Представитель ФССП на запрос не ответил.