Автовладельцы смогут сами выбирать замещающего страховщика ОСАГО
Новый порядок должен заработать с апреля 2019 годаВ следующем году автовладельцы смогут сами выбирать замещающего страховщика в системе «единого агента» продаж полисов ОСАГО. Ориентировочно новый порядок должен заработать 2 апреля 2019 г. Об этом рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев после собрания союза, передает ТАСС.
Система «единого агента» работает с 2016 г. Через этот механизм страховщики, работающие в убыточных регионах, продают полисы других компаний, не присутствующих в этих регионах, выступая их агентами. Тем самым убытки перераспределяются между всеми членами РСА. Сейчас эта система работает в 17 регионах. В 2017 г. заработал аналогичный механизм для продажи электронных полисов ОСАГО – «е-Гарант»: если клиент не может купить полис на сайте выбранного страховщика, его автоматически перенаправляют на сайт другой компании.
Однако сейчас клиент, попадающий в систему распределения, не может выбрать замещающего страховщика. Клиенты распределяются между компаниями случайным образом по номеру паспорта транспортного средства (ПТС).
РСА предлагает дать клиентам возможность самим выбрать между замещающими страховщиками. В день каждый страховщик сможет продавать ограниченное количество полисов: общее число полисов ОСАГО, определенное исходя из потребностей клиентов, будет распределяться между страховщиками пропорционально их доле на рынке. По мере того как страховщики будут реализовывать свои полисы, они будут исчезать из системы и появляться в ней уже на следующий день, после обновления. Сейчас, по словам Уфимцева, через системы гарантирования ежедневно продается до 6000 полисов, на эту цифру пока и ориентируется РСА. Однако и число полисов в день, и количество обновлений могут меняться в зависимости от потребностей клиентов, поясняет представитель РСА.
Нововведение РСА обеспечит защиту прав потребителей страховых услуг, прокомментировал представитель ЦБ идею РСА.
До сих пор клиентам не предоставлялось никакого выбора, а это явным образом нарушает их права: качество работы разных страховых компаний никогда не было одинаковым, считает руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов. Новый механизм формально лучше старого, потому что дает клиентам хотя бы какой-то выбор, признает он, но теперь все зависит от того, в какое время клиент обратится в систему: «Тот, кому повезло, сможет выбрать любой понравившийся полис, остальные будут разбирать, что осталось», – опасается Крупнов.
Вряд ли клиенты столкнутся с тем, что не смогут купить полис, который хотели бы, – уже сейчас к системам гарантирования обращается все меньше людей, говорит гендиректор СК «МАКС» Надежда Мартьянова: в ноябре доля полисов ОСАГО, продаваемых через систему «единого агента», составила 1,9%, а через «е-Гарант» – 2,4%. «В крайнем случае клиент сможет подождать и попробовать купить полис на следующий день, – напоминает она. – При этом переход к системе, где квоты определены в зависимости от доли страховщиков на рынке, позволит более справедливо распределить убытки и клиентов между компаниями».