Минфин не успевает провести реформу ОСАГО

Страховщики пока не смогут давать скидки хорошим водителям
Реализация только первого этапа реформы может привести к подорожанию ОСАГО для добросовестных автомобилистов в убыточных регионах
Реализация только первого этапа реформы может привести к подорожанию ОСАГО для добросовестных автомобилистов в убыточных регионах / Александра Зотова / Ведомости

Минфин не успевает в осеннюю сессию Госдумы внести законопроект, предусматривающий переход к более справедливой цене ОСАГО. Об этом, по словам исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгения Уфимцева, представитель министерства сообщил страховщикам на встрече в среду.

Сейчас стоимость полиса ОСАГО определяется исходя из базового тарифа (это 3432–4118 руб.) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент бонус-малус – скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя.

Ценовая реформа ОСАГО предусматривает несколько этапов. Сначала ЦБ расширяет тарифный коридор на 20% в обе стороны до 2746–4942 руб., затем отменяется ряд коэффициентов (мощности – с 1 сентября 2019 г., региональный – с 1 сентября 2020 г.). Поправки в закон должен подготовить Минфин. В конце октября замминистра Алексей Моисеев рассказывал, что этот законопроект может быть принят в начале декабря, а зампред ЦБ Владимир Чистюхин не исключал, что первый и второй этапы реформы ОСАГО могут стартовать одновременно. Не вышло.

В связи с замечаниями законопроект сейчас дорабатывается, подтверждает представитель Минфина, не уточняя суть замечаний и срок внесения документа в Думу. Есть «сложности, споры технического характера», теперь внести законопроект Минфин планирует в весеннюю сессию, пересказывает выступление представителя министерства Уфимцев.

Реализация только первого этапа реформы может привести к подорожанию ОСАГО для добросовестных автомобилистов в убыточных регионах. Без изменений в закон страховщик в каждом конкретном регионе должен устанавливать единый для всех тарифный коридор и не вправе поощрить безубыточного водителя меньшей ставкой, объясняет гендиректор «РЕСО-гарантии» Дмитрий Раковщик.

На первом этапе реформы страховщики поднимут тариф до верхней границы, опасается руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России Андрей Крупнов. «Конечно, указание ЦБ не идеально, но это первый путь к справедливому тарифу», – считает Уфимцев: страховщики для каких-то регионов смогут снизить тариф, в каких-то повысят, что решит проблему донорства одних областей другими.

«РЕСО-гарантия» готова была бы снизить стоимость полиса ОСАГО для опытных водителей в 90% регионов России, однако из-за высокой убыточности молодых водителей вынуждена применять максимальный тариф, отмечает ее представитель. Для перехода на индивидуальный тариф ОСАГО нужны законодательные поправки, сетует Раковщик.

Поправки, которые позволят применять индивидуальный тариф в ОСАГО, могут вступить в силу с 1 июля 2019 г., надеется Уфимцев. ЦБ намерен расширить тарифный коридор раньше – в начале 2019 г. В среду ЦБ и Минфин не ответили на вопрос о планируемых сроках готовящихся ими изменений.

Представитель ЦБ признает проблему, но не считает правильным отказываться от расширения тарифного коридора. Он напоминает, что первый этап реформы предусматривает более гибкую систему коэффициента возраст-стаж (вместо пяти категорий будет 50), обновление системы бонус-малус (скидки и надбавки за безаварийную езду будут устанавливаться на год). Это, по словам представителя ЦБ, «пусть и не полностью, но сделает систему более справедливой». Первый этап «грубый, но тоже справедливый», согласен Уфимцев. Совсем индивидуального тарифа ОСАГО быть не может, уверен Раковщик.

«Альфастрахование», лидер рынка ОСАГО, после расширения тарифного коридора может снизить цену полиса для трети водителей, уверяет ее гендиректор Владимир Скворцов. Удорожание ОСАГО увидят до 15% водителей, добавляет он. «РЕСО-гарантия», по словам ее представителя, после первого этапа реформы повысит цену ОСАГО примерно для 30% клиентов, для 20% снизит, для остальных цена не изменится. Предварительные расчеты «Росгосстраха» показывают, что повышение тарифа после первого этапа затронет 26 регионов, а в 19 он может быть снижен, говорит его представитель. По оценке РСА, тарифы ОСАГО могут быть понижены в 20 регионах.

Реализация только первого этапа реформы может привести к подорожанию ОСАГО для добросовестных автомобилистов в убыточных регионах