ЦБ определился с финансовым омбудсменом
Им стал экс-руководитель аппарата Счетной палаты Юрий Воронин: его решения будут обязательными для финансовых организацийСовет директоров ЦБ назначил главным финансовым уполномоченным Юрия Воронина. Об этом в пятницу рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
Воронин с 2013 г. руководил аппаратом Счетной палаты России, а с конца июня этого года стал советником председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной.
Воронин – специалист номер один в стране по социальному страхованию, а работа в Счетной палате дала ему серьезный бэкграунд в финансовой сфере, характеризует его федеральный чиновник. Кроме того, он «великолепный юрист, законодательство и право – его конек», добавляет собеседник «Ведомостей». Воронин очень хорошо знает законодательство в области социального страхования и является одним из лучших специалистов в своей области, подтверждает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, кроме того, он принципиален в отстаивании своих профессиональных взглядов – даже в ущерб карьерным соображениям.
Воронин более 30 лет работал в органах государственной власти, начав карьеру как инспектор Главного управления соцобеспечения Москвы. Работал в Госкомитете СССР по труду и социальным вопросам, Министерстве труда и занятости, затем – в Министерстве соцзащиты, в 1996 г. возглавил департамент в объединенном Минтруда и социального развития. Затем около восьми лет работал в Министерстве здравоохранения и социального развития в должности директора департамента, замминистра, статс-секретаря-замминистра.
В 2012–2013 гг. работал в администрации президента, где возглавлял управление по социально-экономическому сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, Абхазией и Южной Осетией. С 1 октября 2013 г. возглавил аппарат Счетной палаты. В июне, после назначения председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой социальным вице-премьером, занял пост советника председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной.
Закон о финансовом уполномоченном вступает в силу с 3 сентября: решения омбудсмена будут обязательны для финансовых организаций. С 2019 г. в обязательном порядке с ним должны будут сотрудничать страховщики, в 2020 г. к ним присоединятся микрофинансовые организации, а с 2021 г. – и банки.
Служба омбудсмена будет рассматривать имущественные споры потребителей с финансовыми организациями. Потребитель услуг, чьи права нарушены, перед подачей иска в суд должен будет прежде в обязательном порядке обратиться к омбудсмену.
Помочь с реструктуризацией кредита омбудсмен не сможет: в законе говорится, что написать ему жалобу могут только граждане, у которых есть требования к финансовой организации на сумму не более 500 000 руб. (на споры по ОСАГО сумма не влияет).
Институт омбудсмена сможет заниматься медиацией, если банки дадут ему такой мандат на проведение переговоров с закредитованными гражданами, сказал Швецов. По его словам, это будет параллельная деятельность по урегулированию споров. Отвечая на вопрос, когда этот механизм появится, Швецов сказал, что институт медиации уже существует много лет при Ассоциации российских банков (АРБ), его возглавляет Павел Медведев.
Медведев является финансовым омбудсменом на добровольных началах уже восемь лет. Сам Медведев заявил «Ведомостям», что продолжит работу в том случае, если его поддержат АРБ и ЦБ. Он добавил, что чаще всего к нему обращаются с просьбой помочь реструктурировать долги. Сейчас вести переговоры с банками о реструктуризации кредитов практически невозможно, поскольку у большинства заемщиков два и более кредиторов, а даже с двумя банками договориться нельзя, указывает он. Чтобы помогать закредитованным гражданам, должен быть специальный механизм, который подтолкнет банки идти навстречу должникам.
Служба финансового омбудсмена будет рассматривать около 240 000 дел в год. По словам Швецова, в службе финансового омбудсмена будут работать несколько сотен человек.
На первом этапе деятельность омбудсмена будет финансироваться Банком России, впоследствии – за счет взносов участников рынка.
В прошлом году в ЦБ поступило 224 000 жалоб потребителей, половина из них – на банки, еще 37% – на страховые компании, говорится в материалах ЦБ, половина претензий к банкам связана с кредитованием.