Кто больше всех заработал на акциях Apple

Один из лидеров – Уоррен Баффетт, но есть и те, чьи инвестиции выросли более чем в 400 раз
<br>Доля компании Баффетта в Apple сейчас стоит около $50 млрд

Доля компании Баффетта в Apple сейчас стоит около $50 млрд
/ Andrew Harnik / AP

Рост рыночной капитализации Apple более чем до $1 трлн обогатил и миллиардеров, и рядовых инвесторов. Одним из главных выигравших стал Уоррен Баффетт, но выгоду извлекли также первые акционеры Apple и даже человек, в свое время уволивший Стива Джобса.

Баффетт прежде сторонился инвестиций в технологические компании. Но сейчас его конгломерат Berkshire Hathaway является вторым по величине акционером Apple с долей около 5%. По словам Баффетта, ему нравится Apple из-за ее розничного бизнеса и сильного бренда.

Berkshire впервые приобрела акции Apple в начале 2016 г.

Согласно FactSet, тогда она купила долю стоимостью около $1 млрд по $99,02 за акцию, что в два с лишним раза ниже нынешнего уровня котировок (капитализацию в $1 трлн Apple получила в четверг при цене $207,5, и ее акции уже третий торговый день держатся чуть выше этой отметки). Затем Berkshire постепенно увеличивала свою долю, инвестировав более $30 млрд с I квартала 2016 г. по I квартал 2018 г. По состоянию на 31 марта доля в Apple была крупнейшей инвестицией Berkshire на фондовом рынке; сейчас она стоит около $50 млрд.

Заработать на Apple смогли и многие другие инвесторы, поскольку ее акциями владеют паевые и биржевые фонды (ETF). По данным Morningstar, им принадлежит почти 1,1 млрд акций Apple, что соответствует примерно 22%, или $220 млрд. Лидирует среди них биржевой фонд SPDR S&P 500 ETF финансовой корпорации State Street, у которого 55,8 млн акций Apple. А самая большая доля портфеля в акциях производителя iPhone (17%; это около $4,1 млрд по текущим ценам) – у биржевого фонда американских технологических акций iShares U.S. Technology ETF.

Крупнейший акционер Apple – Vanguard, одна из ведущих компаний по управлению индексными фондами; ей принадлежит более 342 млн акций (почти $71 млрд), согласно FactSet. В совокупности Vanguard, BlackRock и State Street владеют примерно 16%-ной долей, она распределена между десятками фондов.

Форрест Гамп об инвестициях в Apple

«Он [лейтенант Дэн] позаботился о наших деньгах. Он вложил их в какую-то фруктовую компанию. Когда он позвонил мне и сказал, что нам больше не придется беспокоиться о деньгах, я ответил: «Хорошо. Одной проблемой меньше». («Форрест Гамп», 1994 г.)

Одними из главных победителей стали ранние акционеры Apple, которые не переставали верить в компанию, даже когда она была близка к краху в середине 1990-х гг. Так, Марк Кафлин работал на компанию, продававшую первые компьютеры Apple, и получил около 1000 акций во время ее IPO в 1980 г. На следующий год он снова получил ее акции по программе стимулирования сотрудников. По словам Кафлина, те акции стоили примерно 51 цент (то есть с тех пор они выросли в 406 раз). Он продал часть в 1985 г., когда тогдашний гендиректор Apple Джон Скалли уволил Стива Джобса, но сохранил большинство акций. После возвращения Джобса Кафлин стал докупать акции Apple, и теперь на их долю приходится около 60% его личного состояния.

«Мой финансовый советник ругал меня за это каждый год на протяжении 15 лет, но я не сомневался в Джобсе, с которым познакомился в те годы, и верил в него, – говорит Кафлин. – Если бы произошло нечто ужасное, я получил бы гигантский бумажный убыток, но я все равно оказался бы в выигрыше».

Сам Скалли, руководивший Apple в 1983-1993 гг., продал большинство своих акций. Но около шести лет назад начал снова покупать их, во многом из-за iPhone и других продуктов, разработанных после возвращения Джобса на пост гендиректора в 1997 г. Сейчас Скалли впечатляет то, как нынешний гендиректор Тим Кук возвращает инвесторам деньги путем выкупа акций и выплаты дивидендов. Так, в мае Apple объявила, что потратит на выкуп акций рекордные $100 млрд. «Как Apple завоевывает лояльность потребителей с помощью прекрасного маркетинга и простоты использования продуктов, так ее финансовая стратегия завоевывает лояльность акционеров», – считает Скалли.