Нефть и газ очень нужны. Но мозги все-таки нужны больше
Капитализация Apple достигла $1 трлн. Когда-то об этом мечтали в «Газпроме»Цифра в $1 трлн пленяет воображение. Многие (или уже немногие?) помнят, как в июне 2008 г., когда цены на нефть стремительно росли, а «Газпром» властвовал на газовом рынке Европы и стоил около $360 млрд, его предправления Алексей Миллер говорил, что в течение 7-8 лет капитализация монополии достигнет этой умопомрачительной отметки. И она будет «глобальной корпорацией с российскими корнями».
А в ноябре 2007 г. PetroChina на один день получила капитализацию в $1 трлн – благодаря размещению допэмисии на Шанхайской бирже (в дополнение к акциям в Гонконге и Нью-Йорке) и скачку котировок в первый день почти в три раза из-за ажиотажной скупки акций китайцами на пике их первого фондового пузыря.
Apple, которая 2 августа 2018 г. получила капитализацию в $1 трлн не в мечтах и не в результате рыночного казуса, во время тех двух событий стоила около $160 млрд.
Но ни компания с российскими корнями, ни компания с китайскими не стала глобальной корпорацией, заслужившей в глазах участников мирового рынка капитализацию в $1 трлн. Ею стала компания с американскими корнями, продукция которой, в отличие от двух предыдущих случаев, берется не из земли, а из головы. (Нет-нет, никакой иронии: газ и нефть тоже очень нужны. Но мозги все-таки нужны больше.)
И теперь в одной Apple может «поместиться» 19 «Газпромов» (капитализация $52,4 млрд) и чуть более пяти PetroChina ($195 млрд).
Apple вполне может какое-то время удерживаться на триллионной вершине. Но, как известно, рынок – субстанция очень капризная. А популярность среди инвесторов, даже формировавшаяся годами, может испариться в одночасье. История фондового рынка знает немало примеров того, как казавшиеся несменяемыми лидеры уступали место то конкурентам, а то и компаниям из совсем других отраслей: IBM, Microsoft, Exxon Mobil или General Electric, которую недавно вообще исключили из индекса Dow Jones.
Более того, чрезмерную популярность стоит рассматривать в качестве предупреждения: истории с $1 трлн и «Газпрома», и PetroChina имели место на пике их собственной капитализации и соответствующего национального рынка в целом. Лидеры обычно лидируют при движении и вверх, и вниз, и недавний обвал ранее стремительно росших котировок Facebook и Netflix – очередное тому подтверждение, отмечает Йон Триси, соиздатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money. Apple пока что лидирует в движении вверх, но не будет ничего удивительного, если котировки как минимум затормозят на время после достижения такой важной психологической отметки, как $1 трлн, отмечает он.
Вместе с тем, Apple поддерживает к себе интерес не только с помощью продуктов и услуг. Как она привязывает пользователей, так она делает это и с инвесторами, отмечают аналитики: в мае она объявила очередную программу выкупа акций на $100 млрд (крупнейшую среди компаний), при этом в I квартале выкупила их на $22,8 млрд, а во II квартале – на $20 млрд (это рекордные размеры квартальных выкупов среди всех компаний в индексе S&P 500).
Но если вы хотите заработать в ближайшие год-два, лучше искать другие акции, пусть даже инвестировать в них будет психологически менее комфортно, чем в Apple, считает Крис Брайтман, директор по инвестициям Research Affiliates. Его, как сказал он MarketWatch, «провокационно антитрендовая» инвестиционная идея – «Лукойл»: «Это гигантская, прибыльная компания, которую рынок оценивает лишь в половину балансовой стоимости, менее чем в четыре годовых прибыли [у Apple – почти 19], и у нее дивидендная доходность 10%!».
Не стоит забывать одно из главных правил инвестирования: бойтесь, когда другие жадничают, и жадничайте, когда другие боятся.