Появился сайт, маскирующийся под сайт Агентства по страхованию вкладов
Юристы на нем обещают помочь с возвратом вклада из рухнувшего банкаВ поисковой выдаче «Яндекса» «Ведомости» обнаружили сайт, похожий на сайт Агентства по страхованию вкладов (АСВ). При запросе в поисковой строке «АСВ» или «ГК АСВ» выдается сайт под названием «АСВ. Агентство Страхования Вкладов — Горячая линия!» с пометкой «реклама», адрес которого не совпадает с адресом настоящего сайта АСВ.
Последний в выдаче «Яндекса» по состоянию на 14.00 мск 1 августа числился вторым в поиске.
В поиске Google подобной рекламы нет, и настоящий сайт АСВ выдается первым.
При переходе на сайт, похожий на сайт АСВ, название уже другое: «Агентство прав вкладчиков» с подписью «Информационно-консультационный центр». «Защита прав граждан в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ)», – сказано в верхней части сайта. И только в самом низу объяснено, что это не официальная страница Агентства по страхованию вкладов – сайт носит лишь информационный характер.
На портале, похожем на сайт АСВ, приводится подробная информация о системе страхования вкладов. В частности, раздел «О деятельности» начинается с абзаца под заголовком «Страхование вкладов»: «Основная функция – страхование вкладов населения». Есть и телефон горячей линии, по которому позвонил корреспондент «Ведомостей».
Юрист, перезвонивший в ответ на обращение журналиста, сообщил, что его компания – дежурная организация от правительства Москвы, помогает с правильным обращением. «У нас определенный законодательством формат вашего обращения в зависимости от размера вклада и так далее», – рассказал он и пригласил корреспондента в офис, на очную встречу. Юрист подчеркнул, что все консультации бесплатны, потому что прием оплачивается из бюджета, и попросил паспортные данные, чтобы заказать пропуск.
Визит в офис «АСВ»
Корреспондент «Ведомостей» под видом пострадавшего вкладчика, у которого в банке с отозванной лицензией был вклад свыше застрахованной суммы (свыше 1,4 млн руб.), обратился в офис «Агентства прав вкладчиков» в Марьиной Роще. Офис организации располагается в старом здании, у входа – рекламный баннер: «Московский центр правовой поддержки».
Для консультации корреспонденту пришлось пройти в комнату, которую юрист закрыл изнутри. На бланках «Московского центра правовой поддержки» он описал три способа помощи с возвратом незастрахованных средств. За 30 000 руб. юрист предложил помочь с оформлением документов для подачи в ЦБ, АСВ, прокуратуру, суд, Роспотребнадзор и непосредственно в сам банк. За 70 000 руб. центр правовой поддержки готов помочь не только с оформлением документов, но и заняться их подачей, отслеживанием статуса дела, сказал он. Есть и вариант, что вкладчик разрешает сотрудникам компании от своего имени судиться с банком для признания кредитной организации должником. Стоимость этой услуги, объяснил юрист, определяется индивидуально, сотрудники компании будут разными способами добиваться возврата от банка с отозванной лицензией тех средств, которые не подпали под страховку.
За консультацию фирма действительно не потребовала никаких денег. Сотрудник охраны, на территории которого находится офис «АСВ», сказал, что организация начала работу в этом здании примерно десять дней назад.
При повторном звонке корреспондента «Ведомостей» по телефону, указанному на сайте, ответивший сказал, что они также оказывают помощь клиентам застройщика Urban Group.
Реакция АСВ и юристов
«Ведомости» обратились в АСВ с просьбой прокомментировать появление в интернете похожего сайта. «В данном случае мы уже принимаем необходимые меры по защите интересов агентства и пресечению введения граждан в заблуждение», – ответил представитель агентства. Он заверил, что АСВ всегда оперативно и жестко реагирует на периодически возникающее незаконное использование в СМИ и других местах логотипов и наименования агентства для рекламы юридических и финансовых услуг. «Как правило, правонарушители путем искажения наименования агентства и его логотипа вводят граждан в заблуждение, создавая впечатление, что они имеют дело с агентством. АСВ давно выработана устойчивая и эффективная практика борьбы с такого рода нарушениями», – успокоил он.
Вкладчики могут подать на организацию жалобу в Роспотребнадзор из-за недобросовестной рекламы, считает партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская: за громкими словами скрывается всего лишь реклама услуг юридической компании. «Ведомости» направили запрос в Федеральную антимонопольную службу: усматривает ли она в действиях юридической компании «АСВ – горячая линия» признаки нарушения законодательства о рекламе.
По словам Тарнопольской, вкладчику, спутавшему юридическую компанию с ГК АСВ из-за такого рода рекламы и понесшему убытки, будет сложно наказать компанию и возместить ущерб: «Если человек в суде будет утверждать, что компания настолько хорошо маскировалась под ГК АСВ, что он спутал их с госкорпорацией, они легко докажут суду, что при внимательном изучении информации на сайте вкладчик не должен был ошибиться, а госкорпорацией они себя не называют. Столь же сложно доказать в суде несоответствие качества оказанных услуг их стоимости».
Корреспондент «Ведомостей» и еще раз позвонил в «Агентство страхования вкладов» – уже как журналист. Его сотрудник не дал контактов специалиста, кто мог бы комментировать ситуацию, но сообщил, что компания называется не АСВ, а «Центр правовой поддержки населения Москвы и Московской области».