Банк «Открытие» должен судиться с Борисом Минцем в Лондоне, а не в России
Так решил Высокий суд Англии и УэльсаБанк «ФК Открытие» должен прекратить судебные разбирательства в отношении структур O1 Group Бориса Минца в Арбитражном суде Москвы и не начинать новых, следует из приказа Высокого суда Англии и Уэльса. Такое решение, как сказано на сайте, вынесено 6 июня этого года.
«ФК Открытие» обратился с исковым заявлением в московский арбитраж к компаниям, входящим в O1 Group, в ноябре 2017 г. Банк просил признать несколько сделок между ним и структурами Минца недействительными. В частности, «ФК Открытие» оспаривал приобретение им облигаций ООО «О1 груп финанс», досрочные расторжения кредитных договоров и возврат кредитов структурами О1 Group.
В августе 2017 г. «О1 груп финанс» разместила два выпуска облигаций – на 25 млрд и 40 млрд руб. «Из полученных от размещения средств были погашены разные кредиты, в том числе в «ФК Открытие», – объяснял человек, близкий к О1 Group. Из-за действий ответчиков банк потерял более 30 млрд руб., говорилось в иске «Открытия».
По ходатайству истца суд наложил арест на несколько активов O1 Group, среди которых акции материнской компании О1 Properties (ей принадлежит 15 московских бизнес-центров общей площадью 743 000 кв. м) и бизнес-центр Nevis на ул. Щепкина. В феврале и апреле 2018 г. эти решения подтвердили и апелляционная, и кассационная инстанции. Следующее заседание по рассмотрению иска по существу назначено на 28 июня.
Договоры по некоторым сделкам между банком «ФК Открытие» и O1 Group содержали соглашение о разрешении всех споров в международном арбитраже, объясняет представляющий интересы последней Кирилл Удовиченко, партнер юридической компании «Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры». «Этим решением лондонский суд признал, что банк не имел права подавать соответствующий иск в какой-либо государственный суд, в том числе и в России, и предписал отказаться от существенной части текущих исковых требований», – объясняет ситуацию Удовиченко.
Огромная ответственность на всю жизнь
«Если говорить про риски вообще, то бизнес – это всегда риск. Риск можно разделить, можно захеджировать различными способами, но избавиться от риска нельзя. Если бояться риска, тогда вообще разговаривать не о чем и вообще лучше бизнесом не заниматься. В этом и тяжесть предпринимательской деятельности: это только внешне выглядит, что бизнесмены на «Мерседесах» ездят, а на самом деле это огромная ответственность на всю жизнь».
Из интервью «Ведомостям» 2014 г.
Борис Минц, владелец O1 Group
Представитель O1 Group сказал лишь, что компания считает решение, вынесенное британским судом, абсолютно правильным, так как договоры между компаниями, ставшими сторонами судебного разбирательства, включают пункт, предусматривающий разрешение всех споров в международном арбитражном суде.
Запросы в банк «ФК Открытие» и ЦБ остались без ответа.
Опрошенные «Ведомостями» юристы разошлись во мнениях относительно последствий решения лондонского суда. «Банк «ФК Открытие» утверждал, что, поскольку в нем была введена временная администрация, все споры с его участием должны рассматриваться в государственных судах, но лондонский суд этот довод отклонил, поскольку сделки оспаривались и по гражданским основаниям», – говорит управляющий партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Рустам Курмаев. То есть содержание претензий банка к О1 Group таково, что ссылки на его особый статус, а именно санацию, в данном случае не имеют значения для разрешения спора, продолжает Курмаев, а условия соглашения между сторонами позволяют рассмотреть его в международном арбитраже. Решение Высокого суда кажется юристу вполне взвешенным.
Партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Александр Казусь с ним не согласен.
Позиция Высокого суда относительно того, что банк «ФК Открытие» не имел права обращаться в суды третьих стран, опирается на условия контракта, считает Казусь, однако этот пункт не имеет обязательного исполнения в российской юрисдикции. По словам юриста, банк «ФК Открытие», будучи российским юридическим лицом, подал иски в том числе к российским компаниям в отношении спора, подсудного российскому законодательству, а значит, не нарушил никаких процессуальных прав и обязательств. Постановление лондонского суда, по мнению Казуся, не будет иметь последствий для банка «ФК Открытие» в случае его неисполнения.
Удовиченко же утверждает, что умышленное нарушение судебного приказа Высокого суда считается проявлением неуважения к нему, что может повлечь уголовную ответственность сотрудников и представителей нарушителя.
Между тем легитимность покупки облигаций «О1 груп финанс» сейчас проверяет и Следственный комитет России, рассказывали источники «Ведомостей». Заявление с просьбой проверить этот эпизод, по их словам, написал предправления «ФК Открытие» Михаил Задорнов. Семья Минцев – Борис и его сыновья – уехала из России в Лондон, сообщили два человека, близких к ЦБ, и федеральный чиновник.
Минцы ведут и переговоры о продаже O1 Properties. Он может достаться кипрской Riverstretch Trading & Investments, которую связывают с группой «Регион» и «Роснефтью», рассказывали кредитор О1, два ее партнера и человек, близкий к ее акционерам.