Некоторые инвесторы обрадовались появлению «медведей»
Их настораживала прежняя эйфория на фондовом рынкеНастроение инвесторов на фондовом рынке резко сменилось с чересчур оптимистичного на «медвежье». Но это воодушевляет тех игроков, которых ранее беспокоила чрезмерная эйфория инвесторов.
Нарастающее противостояние в международной торговле, охарактеризовавшееся заявлениями США и Китая о введении импортных пошлин, и проблемы крупнейших технологических компаний, которые до недавнего времени тянули фондовые рынки вверх, а теперь столкнулись с претензиями политиков и пользователей, а также возможным ужесточением регулирования, радикально изменили настроения инвесторов. Они стали самым пессимистичными за последние семь с лишним месяцев, показал последний еженедельный опрос Американской ассоциации индивидуальных инвесторов (AAII). Между тем еще в январе их настроения были самыми оптимистичными с конца 2010 г.
Инвесторы стали массово выводить деньги из фондов акций, а индексы снизились. Чистый отток инвестиций из популярного биржевого фонда SPDR S&P 500 достиг $25 млрд с начала этого года, согласно FactSet. По данным EPFR Global, в целом из фондов американских акций инвесторы вывели в I квартале $48 млрд. Тем временем NAAIM Exposure Index, отражающий присутствие на рынке акций США фондов активного управления, снизился на первой неделе апреля до 55,57 пункта; его среднее значение в I квартале составило 71, а в декабре 2017 г. достигало 121 пункта. Среднее значение индекса за период с середины 2006 г. – 63.
Индекс S&P 500 снизился на 0,4% с начала года несмотря на продолжающийся рост экономики США, увеличение выкупа акций компаниями и ожиданий, что их прибыль вырастет. По словам Эдмунда Шина, стратега BNP Paribas, рынки опционов, движение капитала на фондовом рынке и оценки настроения инвесторов дают в целом самую пессимистичную картину со времени, предшествовавшего президентским выборам в США в ноябре 2016 г. Активнее всего продают акции американские розничные инвесторы, полагает Шин, а управляющие фондами в основном хеджируются от дальнейшего падения и переводят часть денег на рынок краткосрочных облигаций.
Участники рынка все чаще пытаются защититься от снижения котировок акций с помощью опционов «пут», дающих право продать активы в будущем по зафиксированной цене. Между тем «индекс страха» и волатильности VIX в этом году вырос на 95%. Сейчас наблюдается сильный испуг, отмечает Шин, но это, наоборот, заставляет его делать ставку на рост рынка.
Технический разворот
Ставка на рост акций крупнейших технологических компаний в начале этого года была самой популярной среди инвесторов, и именно их бумаги не один месяц возглавляли рост фондового рынка. Это ведущие американские компании, которые нередко объединяют в группу FAANG (Facebook, Amazon.com, Apple, Netflix и Google, принадлежащая Alphabet) и их лидеры в Китае – группа BAT (Baidu.com, Alibaba и Tencent). Согласно вышедшему в середине марта отчету аналитиков Bank of America Merrill Lynch, самой популярной стратегией на Уолл-стрит тогда была «длинные позиции по FAANG + BAT» (то есть игра на повышение этих акций). Такая массовая игра в одну сторону нередко является предвестником разворота, и акции технологических компаний сильно упали как раз начиная с середины марта.
Инвесторы, следящие за психологическим настроем участников рынка, часто беспокоятся, когда все остальные чересчур оптимистичны. Нередко бывает, что оптимизм достигает пика как раз перед крупным падением рынка. Но сильное ухудшение настроений инвесторов может служить контриндикатором, говорящим, что распродажа сходит на нет и за этим может последовать приток капитала, благодаря чему рынок снова будет расти, пока с экономикой все в порядке.
Правда, не все индикаторы говорят, что инвесторов охватили чрезмерно «медвежьи» настроения. Опционы и деривативы на S&P 500 показывают, что инвесторы ожидают скорее роста волатильности, чем сильного снижения индекса, отмечает вице-президент Schwab Center for Financial Research Рэнди Фредерик. В противном случае соотношение опционов «пут» и «колл» на S&P 500 было бы намного выше, считает он.
И все же настроение инвесторов сильно изменилось с декабря-января, когда, по данным Bank of America Merrill Lynch, приток средств в фонды акций был рекордным, а доля денежных средств в портфелях управляющих фондами снизилась до минимума за пять лет. Главный инвестиционный стратег QMA Эд Кеон вспоминает свое выступление на конференции инвесторов в январе, когда рынок к тому моменту вырос на 7% с начала 2018 г. «Я говорил, что ожидаемая доходность S&P 500 равна 10% в этом году; надо мной посмеялись, посчитав слишком осторожным, - говорит он. - С тех пор ожидания несколько снизились».
Многие инвесторы считают беспокойство естественным, учитывая рост процентных ставок в США, риск торговой войны между США и Китаем и увеличивающееся давление на технологический сектор. Но другие видят в перемене настроений обнадеживающий признак здорового рынка. «Оптимизма у инвесторов поубавилось, и это должно поспособствовать дальнейшему росту фондового рынка, если мировая экономика будет и дальше показывать здоровый рост», - утверждает Майк Белл, стратег по мировым рынкам JPMorgan Asset Management. Его инвесткомпания сохраняет значительное присутствие на фондовых рынках США и развивающихся стран, а Белл отмечает, что акции стали дешевле.
Отношение капитализации к прогнозируемой прибыли для компаний из индекса S&P 500 снизилось с 18,6 в конце января до 16,4 - минимума с ноября 2016 г. Аналогичные коэффициенты для индексов Stoxx Europe 600 и японского Nikkei тоже близки к самому низкому уровню с 2016 г. «Произошла коррекция, благодаря которой котировки и настроения перестали быть слишком завышенными», - говорит Джон Стопфорд из Investec Asset Management. После периода чрезвычайного оптимизма менталитет участников рынка изменился, что создает потенциал для его восстановления, уверен Стопфорд: рост, как в предыдущие годы, будет идти вопреки опасениям.
Перевел Алексей Невельский