Как обеспечить рост акций на 500% за один день?
Добавить в название компании слово blockchainРыночная капитализация компании Long Island Iced Tea, которая была основана в 2011 г. и начинала с производства персикового и лимонного холодного чая, в прошедшую среду составляла $24 млн на бирже Nasdaq. По итогам четверга компания стоила уже $67,4 млн (рост на 183,2%), причем на утренних торгах до начала основной биржевой сессии ее акции вырастали на 531%.
Чем же так привлекла инвесторов маленькая компания, продажи которой в III квартале составили $1,6 млн, а прибыли, по данным FactSet, она не получала с середины 2012 г.?
Long Island Iced Tea все так же продолжает делать чаи (а также еще и лимонады). У двери ее офиса-склада в приземистом грязноватом здании на Лонг-Айленде нет звонка; как связаться с работающими там сотрудниками (их 21 человек), не очень понятно, пишет The Wall Street Journal. Однако в четверг утром компания официально объявила о смене названия на Long Blockchain.
Теперь она собирается, сказано в ее пресс-релизе, «изучать перспективы инвестирования в возможности использования технологии блокчейн», лежащей в основе биткойна и других криптовалют. А производитель чаев станет ее дочерним предприятием.
В ноябре Long Island Iced Tea подала заявку в комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) на допэмиссию акций; в ней ничего не говорилось про блокчейн. Заявка отозвана «в связи с изменением бизнес-стратегии», заявил в четверг гендиректор Фил Томас.
Ажиотаж вокруг всего, что связано с криптовалютами и блокчейном, наблюдается уже не один месяц: биткойн в этом году вырастал более чем на 1700% (эфириум – на 10 500%, лайткойн – более чем на 7000%). Но в последние пару месяцев он выплеснулся и на фондовый рынок, где, казалось бы, пока нет никаких криптоактивов.
В конце октября британская компания On-line, инвестирующая в интернет- и IT-бизнесы, сменила название на On-line Blockchain – и ее акции за один день подскочили на 394%. Оборот к середине дня 27 октября составил 2,9 млн акций – это в 16 раз больше совокупного годового оборота. Такого удачного дня у On-line не было за всю историю торгов ее акциями – с декабря 1996 г.
Профессионалы рынка проводят прямую аналогию между сегодняшними событиями и технологическим бумом конца 1990-х гг., когда зачастую убыточным компаниям достаточно было добавить в название dotcom или online, чтобы инвесторы бросились скупать их акции. «Прецедент уже был», - говорит партнер юридической фирмы Drinker Biddle & Reath Бонни Барсамиан, вспоминая 1990-е гг. Неудивительно, что малоизвестные компании пытаются запрыгнуть в набирающий скорость криптопоезд и тем самым обратить на себя внимание розничных инвесторов, говорит она и добавляет (цитата по Financial Times): «Но свиньи всегда воняют, как их ни назови».
Надзорные органы уже обратили внимание на эту практику. В четверг управление по регулированию финансовой индустрии (FINRA), саморегулируемая организация профессиональных участников рынка, предупредило о «потенциальных мошеннических схемах... компаний, пытающихся привлечь инвесторов высокими доходами, связанными с криптовалютами, такими как биткойн». Председатели SEC и комиссии по срочной биржевой торговле заявили, что внимательно отслеживают ситуацию вокруг криптовалют, и призвали инвесторов к осторожности.
Конфликт криптоинтересов
На этой неделе Чарли Ли, создатель Litecoin, пятой по капитализации криптовалюты (около $13 млрд, по данным CoinMarketCap на вечер пятницы), сообщил, что продал все свои запасы лайткойнов. Он объяснил это желанием избежать конфликта интересов, который может возникнуть, когда он публично говорит о своем создании. Ранее Ли назвал в Twitter взлет курса лайткойна чрезмерным и добавил, что за стремительным ростом всегда следует падение. В четверг-пятницу курс биткойна упал на 25% за 24 часа, сильно подешевели и другие криптовалюты, в том числе лайткойн.
19 декабря SEC остановила торги акциями небольшой калифорнийской компании Crypto Company до 3 января из-за сомнений в достоверности предоставленной ею информации и подозрений в манипулировании рынком. Ее капитализация за месяц взлетела на 2000% и в какой-то момент достигла $12,6 млрд; она могла бы войти в число 500 крупнейших компаний США, а ее основной владелец Майкл Поутрэ стал на бумаге миллиардером.
Акции Crypto обращались на внебиржевом рынке: в начале ноября они стоили $32, а 11 декабря - уже $642. Поутрэ, которого FINRA в 2010 г. на два года отстраняла от работы на финансовом рынке, вывел Crypto на биржу через так называемое обратное поглощение – купив компанию по производству спортивных бюстгальтеров, акции которой уже торговались. Crypto, согласно ее документам, предлагает «институтам и частным лицам поучаствовать в росте глобальной блокчейн-деятельности». Во время взлета ее котировок личная инвесткомпания Поутрэ продавала акции Crypto, а сама она провела допэмиссию по $7 за акцию, т. е. с дисконтом в 97% к тогдашним рыночным котировкам.
Среди других компаний, которые обеспечили себе невероятный рост цен акций, переориентировав бизнес на блокчейн, - производитель сигар Rich Cigars. Акции компании торгуются на внебиржевом рынке и подскочили на 2000% за день после того, как она объявила, что меняет название на Intercontinental Technology и будет заниматься майнингом криптовалют.
LongFin, специализирующаяся на торговом финансировании, провела IPO на Nasdaq 13 декабря. Через два дня она объявила о покупке стартапа Ziddu.com, который использует блокчейн для выдачи микрокредитов в собственной криптовалюте Ziddu, «в некоторой степени привязанной к биткойну и эфириуму», – и ее акции взлетели за день более чем на 1000%. Капитализация LongFin, чистая прибыль которой в первом полугодии составила $1,8 млн, превысила $6 млрд. Даже ее основатель Венкат Меенавалли назвал такой рост «необоснованным»: в этом году у Ziddu.com еще даже не будет выручки, хотя в LongFin надеются получить ее в следующем, заявил он.
Рядовые инвесторы боятся опоздать, без каких-либо фундаментальных причин котировки взлетают у компаний, использующих технологию, которую мало кто понимает, сказал FT Майкл Андерхилл, директор по инвестициям Capital Innovations: «Полное ощущение, что повторяется 1999 год».