Кипр решил помочь жертвам кризиса 2013 года

Будет создан фонд для компенсации потерь вкладчиков, среди которых было немало россиян
В 2013 г. многим так и не удалось забрать свои деньги из кипрских банков
В 2013 г. многим так и не удалось забрать свои деньги из кипрских банков / Simon Dawson / Bloomberg

Власти Кипра решили создать фонд для поддержки вкладчиков, лишившихся денег во время банковского кризиса 2013 г., сообщило агентство Reuters. Первоначальный размер фонда составит 25 млн евро, но правительство будет пополнять его за счет государственных средств в последующие годы, заявил министр финансов Харрис Георгиадес. По его словам, правительство считает «этот [план] жизнеспособным, хоть он и не предполагает немедленного решения проблемы».

Принципы работы фонда определят инструкции, которые разработают парламент и кабинет министров, добавил Георгиадес. По его словам, власти также подумают о передаче фонду некоторых государственных активов.

МВФ и Евросоюз предоставили Кипру 10 млрд евро в виде финансовой помощи в 2013 г., в итоге остров получил 7,2 млрд евро. По ее условиям в Bank of Cyprus (BoC) почти половина от суммы депозитов, превышавших застрахованные 100 000 евро, была конвертирована в акции, чтобы рекапитализовать банк. В Cyprus Popular Bank, также известном как Laiki, вкладчики лишились всех денег, превышавших застрахованную сумму (совокупные потери составили 8 млрд евро). Сам банк был ликвидирован. У BoC нынешний год, как ожидается, станет шестым убыточным годом из семи последних лет, а, учитывая его размеры и масштабы потерь, «вся банковская система Кипра будет убыточна в 2017 г.», писало агентство Moody’s Investors Service.

Кипр вышел из программы финансовой помощи в марте 2016 г.

Оба банка пострадали из-за списания в 2012 г. значительной части суверенного долга Греции, находившегося у частных инвесторов. Это было сделано, чтобы помочь Афинам справиться с долговой нагрузкой, но привело к сильным побочным эффектам на Кипре. Среди пострадавших вкладчиков BoC и Laiki было немало россиян, как постоянно живших на Кипре, так и державших там свои средства. Обладателям вкладов более 100 000 евро BoC вернул 52,5% деньгами, а 47,5% средств – акциями. В результате этой операции около половины из 13 членов нового совета директоров стали представлять российских акционеров, а бывший гендиректор «Норильского никеля» Владимир Стржалковский занял должность заместителя председателя совета. В сентябре 2014 г. BoC провел допэмиссию на 1 млрд евро, в результате чего сократились доли в капитале и представительство в совете российских акционеров. Но среди новых владельцев оказалась, в частности «Ренова груп», контролируемая Виктором Вексельбергом (получила 5,5%).

Предложение создать компенсационный фонд для пострадавших от кризиса банковских вкладчиков, держателей облигаций и акционеров поневоле внесли в конце октября кипрские партии Disy и Citizen’s Alliance. Ранее ассоциация держателей облигаций кипрских банков и Sykala (группа, представляющая кредиторов и вкладчиков Laiki) критиковали правительство за то, что в период устойчивого восстановления экономики и улучшения бюджетной ситуации оно не хочет помочь пострадавшим от кризиса 2013 г. Темпы роста ВВП Кипра сейчас превышают 3,5%, это самый высокий показатель в еврозоне.

Активизация попыток создать фонд происходит на фоне подготовки к президентским выборам на Кипре в январе 2018 г. По словам председателя партии Diko Николаса Пападопулоса, баллотирующегося в президенты, в министерстве финансов предложение о компенсации считали неконституционным (его в конце октября цитировала Cyprus Business Mail). Сам Пападопулос еще в 2016 г. предлагал выплачивать жертвам банковского кризиса в ближайшие годы 10% от первичного профицита бюджета.

Незаконным создание фонда считает и Александрос Апостолидес, преподающий экономику в Европейском университете Кипра. В разговоре с Cyprus Business Mail он пригрозил подать в суд, если парламент примет закон о таком фонде. Апостолидес считает этом вмешательством в судебные процессы, которые до сих пор идут по делам банка Laiki. Кроме того, уверен он, такой шаг провоцирует моральный риск, поощряя рискованные инвестиции, и создает опасный прецедент компенсации потерь частных инвесторов из денег налогоплательщиков.