Российские акционеры могут потерять большинство мест в совете директоров Bank of Cyprus

После допэмиссии акций Bank of Cyprus доля российских акционеров снизилась, и теперь им придется сократить присутствие в совете директоров. «От Москвы» может остаться лишь один представитель
В крупнейший банк киприотов вместо одних иностранных акционеров пришли другие
В крупнейший банк киприотов вместо одних иностранных акционеров пришли другие / Simon Dawson / Bloomberg

Вчера совет директоров Bank of Cyprus (BoC) назначил дату внеочередного собрания акционеров - оно пройдет 20 ноября. Это произошло после того, как Центробанк Кипра потребовал от BoC переизбрать совет директоров в связи с появлением новых акционеров. 18 сентября BoC разместил эмиссию на 1 млрд евро. Информация о направленном в адрес банка письме председателя ЦБ Кипра Христаллы Георгаджи в понедельник появилась в газете Cyprus Mail.

Обращение связано с появлением в составе акционеров банка частного инвестора - гендиректора WL Ross Уилбура Росса, теперь он контролирует более 19% акций банка. Ранее Financial Times сообщала, что Росс намеревался выкупить акций на 400 млн евро. Информации о его статусе на сайте BoC нет. Росс обратился в ЦБ по поводу вхождения в совет директоров банка, но регулятор не разрешил расширить его состав сверх нынешних 13 человек, сообщает Cyprus Mail. Вместо этого ЦБ порекомендовал директорам сложить полномочия и на это время воздержаться от «стратегических решений», чтобы не ставить новый состав совета перед «свершившимся фактом».

Представитель ЦБ Кипра Алики Стилиану подтвердила, что письмо попало в прессу, но от комментариев отказалась. Представитель Bank of Cyprus также подтвердил, что банк получил от регулятора письмо и его содержание соответствует написанному в газете, но также отказался комментировать его содержание.

Сейчас в Bank of Cyprus пять из 13 членов совета директоров явно представляют российских акционеров, а бывший гендиректор «Норильского никеля» Владимир Стржалковский занимает должность зампреда.

«Было 6-7 наших соотечественников в совете, - поправляет директор Центра защиты прав акционеров и инвесторов банков Кипра Евгений Коган. - Теперь если останется 1-2, уже хорошо». Доля российских акционеров по итогам допэмиссии размыта, констатирует он, пришли новые инвесторы, получившие акции с большим дисконтом, и они заработают на этом 50%. Российские акционеры выступали против допэмиссии в том числе потому, что им было предложено лишь 10% размещаемых бумаг. Коган оценивал потери российских вкладчиков BoC в $4 млрд.

Российские акционеры появились у банка в результате кризиса 2008 г., обладателям вкладов более 100 000 евро Bank of Cyprus 52,5% вернул деньгами, а 47,5% средств - акциями. На тот момент уставный капитал банка составлял 4,7 млрд евро, 81,4% акций принадлежала примерно 21 000 вкладчиков, чьи депозиты были конвертированы в акции, а 18,1% - бывшим вкладчикам кипрского Laiki Bank (Cyprus Popular Bank).

В результате в совет директоров попали член совета директоров Бинбанка Анжелика Аншакова и президент Insigma Group и галерист Дмитрий Чичикашвили - их предложила Scordis, Papapetrou & Co. Представлявший интересы совладельца Бинбанка Микаила Шишханова при покупке гостиницы «Националь» гендиректор комплекса «Северное Домодедово» Эрисхан Куразов и Антон Сметанин, представлявший интересы Виталия Юсуфова в совете директоров Банка Москвы, были выдвинуты Christodoulos G. Vassiliades & Co. Никто из них или их представителей на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Среди новых владельцев также есть россияне - «Ренова груп», контролируемая Виктором Вексельбергом, получила 5,5%. Еще 5,2% акций банка контролируются канадской TD Asset Management и 5,021% принадлежит ЕБРР.

«После конвертации депозитов киприотам пришлось отправить совет директоров в отставку, и они крайне некомфортно себя чувствовали, когда русские принялись искать, куда делись деньги», - говорит один из них. «Бывшие кредиторы и депозиторы, ставшие акционерами, сейчас де-факто размыты, и канадские и американские фонды получают право присутствовать в совете, - согласен его коллега. - Из российских акционеров на присутствие в совете реально может рассчитывать разве что «Ренова». Ее представитель, как и ЕБРР, от комментариев отказались.