Национального перестраховщика держат на голодном пайке

Он собрал лишь половину от причитающихся 10% премии, но в следующем году наверстает упущенное
Страховщики, по словам Карповой, объясняют нежелание передавать положенные 10% в РНПК тремя причинами
Страховщики, по словам Карповой, объясняют нежелание передавать положенные 10% в РНПК тремя причинами / Reuters

С этого года страховщики обязаны предлагать Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) перестраховать 10% рисков. Госкомпания может выбрать, принимать ли их на себя и в каком размере, но в случае с объектами, находящимися под санкциями, не имеет права отказать. До 10% дотянуть пока не удается, следует из ее отчета: за шесть месяцев РНПК собрала 5% премий.

Среди лидеров по исходящей перестраховочной премии (более 1,1 млрд руб. за полугодие) более 10% отдали ей только «ВТБ страхование» и ВСК.

Отчасти дело в придирчивости РНПК. «Мы сами отказываемся от 5–7% предложенной для перестрахования премии», – объясняет недобор зампред правления РНПК Наталья Карпова. Если рассматривать поштучно, то отказов примерно половина: компания отказывается от «некачественных рисков с высокой вероятностью страхового события», дополняет ее представитель.

Страховщики, по словам Карповой, объясняют нежелание передавать положенные 10% в РНПК тремя причинами. Во-первых, у них уже сложились отношения с перестраховщиками, им удобно работать с определенными компаниями и «нет желания что-то менять и переделывать». Во-вторых, страховщики не могут оценить, как платит РНПК: она еще не сталкивалась с крупными убытками. В-третьих, РНПК не нужна в «схемном» бизнесе, когда перестрахование используется для вывода денег из страны. «До сих пор есть компании, которые с интересом обнаруживают, что они, оказывается, нам должны что-то передавать», – говорит Карпова.

По одиночным (факультативным) договорам отклонения меньше: доля РНПК – 8,1% от перестраховочной премии, по словам Карповой, неплохо для первого года работы. В облигаторных договорах (перестрахование пакета однотипных рисков) РНПК получает всего 1,9%.

Больше половины компаний заключают эти договоры в ноябре-декабре на следующий год и воспользовались тем, что по закону они должны передавать в РНПК долю договоров, подписанных после 1 января 2017 г.

Это лишь отсрочка неизбежного, напоминает Карпова: с 2018 г. доля РНПК во всех договорах независимо от даты заключения должна составлять не менее 10%.

Нежелание передавать риски РНПК можно понять: страховщики и их партнеры по перестрахованию не хотят делиться прибыльной частью бизнеса. «От плохих рисков перестраховщик отказывается, оставляя себе только качественные», – объясняет директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. В результате в I квартале 2017 г. премии, переданные в перестрахование, сократились на 21%, подсчитал он, многие компании перенесли заключение договоров на 2016 г., чтобы не делиться прибылью хотя бы в 2017 г.

Основная часть премии, переданной в первом полугодии 2017 г., приходится на договоры, подписанные до вступления закона в силу, так объясняют отклонение от положенных 10% в пресс-службе «Согаза», «Ингосстраха», «ВТБ страхования», «АИГ», «РСХБ страхования», «Альянса», «Респекта», «Росгосстраха» и «РЕСО-гарантии». От каких-то договоров РНПК отказывается сама, добавляют представители «Согаза», «Альфастрахования» и «Чабба».

«В I квартале, когда система только начинала работать, были разночтения в данных, передаваемых регулятору и перестраховщику, во II квартале эта техническая проблема была решена», – отмечает заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов. «Доля участия РНПК в перестраховании растет постепенно», – указывает представитель «Альянса».

По мнению Бредихина, в последнее время страховщики стараются передавать на перестрахование меньше, чем пару лет назад, чтобы сократить расходы. «К тому же в последние годы, если не считать ОСАГО, страхование – достаточно прибыльный бизнес. У страховщиков с 2015 г. была возможность увеличить капитал, чтобы больше [премий] оставлять на удержание», – сказал он.

Центробанк до сих пор проводил лишь выборочные проверки, как передаются риски РНПК, и компании пока не получали предписаний, отметила Карпова. С 2018 г. ЦБ будет это контролировать, указала начальник управления надзора за системно значимыми страховщиками ЦБ Анна Загорская. При нарушениях страховщик будет получать предписание, если же страховщик его не исполнит, действие его лицензии будет ограничено или приостановлено. «Не думаю, что 10%-ная цессия может привести к тому, что кто-то уйдет с рынка. РНПК будет получать свои 10%», – заключает Бредихин.

Страховщики, по словам Карповой, объясняют нежелание передавать положенные 10% в РНПК тремя причинами