ЦБ разъяснил страховщикам порядок передачи 10% рисков по договорам перестрахования

Среди страховщиков были разночтения в том, как понимать эту часть закона
Центробанк объяснил страховщикам, что они обязаны передавать национальному перестраховщику перестраховочные риски и по тем договорам, которые заключались до 2017 г.
Центробанк объяснил страховщикам, что они обязаны передавать национальному перестраховщику перестраховочные риски и по тем договорам, которые заключались до 2017 г. / М. Стулов / Ведомости

Центробанк разъяснил страховщикам, что им придется перестраховывать в Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) не только те риски, договоры по которым заключались после вступления в силу закона об обязательной десятине, т. е. перестраховщик может претендовать на договоры, заключенные до января 2017 г. Согласно письму ЦБ, которое содержит разъяснения (есть у «Ведомостей»), с 1 января 2018 г. страховщики обязаны передавать РНПК в перестрахование 10% от обязательств по всем договорам, включая те, которые были заключены до января 2017 г. Эта норма уже есть в законе, однако, по словам президента РНПК Николая Галушина, было большое число обращений от страховых компаний относительно условий взаимодействия с РНПК с января 2018 г. по договорам, подписанным до 2017 г.

С января 2017 г. в соответствии с законом страховщики обязаны передавать РНПК 10% рисков по договорам перестрахования в отношении объектов, находящихся под санкциями. Эти риски РНПК обязана принять. По другим рискам страховщики должны предложить ей перестраховать 10%, однако национальный перестраховщик может выбрать, принимать ли на себя такие риски и в каком объеме.

«Перед вступлением закона в силу (1 января 2017 г. – «Ведомости»), т. е. в конце прошлого года, многие стали спешно перестраховываться, чтобы не подпасть под новые правила», – добавляет управляющий директор по страховым рейтингам RAEX Алексей Янин. По его словам, число таких страховщиков было достаточно значительно.

«Это правило, безусловно, в определенной мере осложнит жизнь страховщикам, потому что в исходящих портфелях, конечно, есть перестраховочные договоры с периодом более 12 месяцев и заключенные до 1 января 2017 г.», – говорит Дмитрий Гармаш, экс-гендиректор московского офиса перестраховочной компании Barents Re. Наверное, это правило прописывалось в законе с целью введения всех без исключения договоров в периметр обязательной 10%-ной цессии, рассуждает он.

Возможно, инициатива по передаче цессии по старым договорам связана прежде всего с необходимостью быстрого наполнения бюджета РНПК для ускорения развития, замечает председатель наблюдательного совета Российского антитеррористического страхового пула Александр Гульченко. Кроме того, таким образом может решаться проблема того, что РНПК берет или будет брать много санкционных рисков по рыночным ставкам и условиям, которые надо разбавлять классическими рисками, полагает Гульченко: «Объема санкционных рисков, принимаемых в РНПК, мы пока не знаем».

По словам Янина, под действие закона об обязательной передаче 10% рисков в РНПК подпадают в основном договоры по крупным проектам, связанным со строительством и монтажом и заключенным до января 2017 г. «Вопрос, какова сейчас на рынке доля многолетних договоров, заключенных до 2017 г., в отношении которых тоже будет действовать обязательная цессия», – рассуждает Гармаш. По его мнению, этих договоров не очень много и проблем рыночного масштаба с их размещением у страховых компаний быть не должно.