ЦБ предлагает ввести скидки на ОСАГО для опытных и возрастных водителей
Молодые и неопытные, напротив, заплатят за полис больше
Страховщики и сами «сортируют» клиентов по возрасту и стажу, но делают это через агентов, отмечает гендиректор СК МАКС Надежда Мартьянова: «Мы не разрешаем агентам продавать [полисы] молодым [водителям] или даем [за продажу] комиссию 1%». Однако в целом убыточность ОСАГО для страховщиков превышает 120% и без общего удорожания полиса предложения регулятора ничего принципиально не изменят, считает она: «Вообще, мы ждали изменения региональных коэффициентов больше, чем изменений по возрастному характеру». «Мы потихоньку приближаемся к индивидуальному тарифу по ОСАГО – без привязки к автомобилю, а с привязкой к водителю, то, что практикуется во всем мире», – доволен заместитель гендиректора «Ингосстраха» Илья Соломатин.
Центробанк предложил по-новому рассчитывать стоимость полиса ОСАГО: опытные и возрастные водители должны получать скидку, а молодые и неопытные – платить больше. Эта идея вошла в проект указания ЦБ, с которым ознакомились «Ведомости» (представитель регулятора подтвердил его содержание). «Документ <...> направлен на более справедливое распределение рисков между водителями разных категорий», – объяснил представитель ЦБ: меняется расчет коэффициентов возраста и стажа, включая мультидрайв (езда на разных автомобилях), а также коэффициента бонус-малус (КБМ, отражает аварийность водителя, см. врез).
Скидка для автовладельца старше 49 лет может составить до 34% (см. таблицу). Сейчас никаких скидок для них не предусмотрено, коэффициент для опытных водителей – 1. Среднестатистический водитель в возрасте 35 лет со стажем более 10 лет может рассчитывать на скидку в 12% (коэффициент 0,88), водитель старше 40 лет со стажем более 14 лет – на 24%.
А вот для молодых и неопытных водителей полис может подорожать: например, для автовладельца в возрасте 25 лет со стажем 3–4 года коэффициент вырастет с 1 до 1,52.
Предложения ЦБ основаны на накопленной у него статистике ОСАГО, говорит его представитель. Аварийность опытных водителей старшего возраста невелика, объясняет он предложение значительно снизить стоимость полиса для них.
Новогодний бонус
Регулятор также предлагает повысить коэффициент мультидрайв: сейчас «аварийному» водителю выгоднее заключить договор ОСАГО без ограничения круга лиц, допущенных к управлению, чем договор с перечнем таких лиц, и ЦБ стремится переломить эту тенденцию.
Средний тариф по ОСАГО после корректировки не изменится, уверяет представитель ЦБ.
Российский союз автостраховщиков (РСА) поддерживает ЦБ – новшества сделают расчет ОСАГО более справедливым без повышения тарифа, заявляет президент РСА Игорь Юргенс: «Опытные водители получают скидку, молодые и неопытные – повышающий коэффициент. В сухом остатке средняя премия остается такой же». Сейчас для опытных водителей скидок нет, а для молодых есть небольшой повышающий коэффициент – т. е. «опытные водители платят за молодых», напоминает Юргенс.
«Страховое сообщество давно говорит о том, что аварийность у опытных водителей в разы ниже, чем у малоопытных, – рассуждает управляющий директор «Эксперт РА» по страховым рейтингам Алексей Янин. – Чем больше тарифы дифференцированы по любым подтвержденным статистически показателям, тем лучше». Модели тарификации в добровольных видах страхования бывают значительно сложнее и учитывают десятки факторов, напоминает он, тариф по ОСАГО также будет усложняться.
