ГИБДД запустила площадку по оформлению электронных полисов ОСАГО
Аналогичные сервисы готовят «Яндекс» и «Сравни.ру»Сразу несколько онлайн-площадок запускают услуги по продаже электронных полисов ОСАГО: о начале продаж на портале «Автокод» вчера заявил официальный портал мэра и правительства Москвы, сегодня продажи стартуют на агрегаторе «Сравни.ру», аналогичный проект готовит «Яндекс».
Действующее законодательство запрещает продажи полисов ОСАГО через сайты-агрегаторы. Этот запрет поддерживает Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев вчера сказал, что посредников в электронное ОСАГО не стоит допускать еще около 1,5 года. По его мнению, сначала нужно наладить продажи электронного ОСАГО на сайтах самих страховщиков и РСА.
Центробанк, напротив, считает, что развитие страховых агрегаторов повысит проникновение электронных продаж страховых услуг. «Использование агрегаторов для продажи е-ОСАГО, безусловно, удобно для страхователей, которые могут сравнить условия в разных компаниях», – говорит представитель ЦБ. Регулятор полагает необходимым принятие поправок, разрешающих продажи полисов через агрегаторов.
Портал «Автокод» создан по инициативе московского управления ГИБДД для «интерактивного взаимодействия» с жителями столицы и органами власти. Среди партнеров по продаже полисов указаны «Альфастрахование», «Ингосстрах», «РЕСО-гарантия», МАКС, «Опора» и др. МАКС сотрудничает с порталом на некоммерческой основе, указывает гендиректор компании Надежда Мартьянова: «Они дают нам возможность через их базу проверить, что за страхователь пытается пробиться [к компании]». Сейчас на «Автокоде» можно оставить заявку на оформление бумажного полиса «Опоры», но компания планирует и запуск оформления онлайн, говорит первый заместитель гендиректора «Опоры» Павел Башнин: «Мы ищем возможности продать больше электронного ОСАГО в управляемых каналах продаж, чтобы не получать переадресованные маргинальные высокоубыточные регионы». «Альфастрахование» сотрудничает с «Автокодом» в сфере продаж бумажных полисов, говорит гендиректор компании Владимир Скворцов. Представители «РЕСО-гарантии» и «Ингосстраха» заявили, что официальных договоров на продажу полисов е-ОСАГО с этой площадкой не имеют. «Через агентов нам работать понятнее и интереснее», – говорит представитель «РЕСО-гарантии» и обращает внимание, что законодательство это сейчас запрещает. К тому же тарифы по ОСАГО практически не отличаются, большого смысла в таких площадках нет, добавляет он. Представитель ГИБДД Москвы не ответил на запрос.
По словам гендиректора «Сравни.ру» Сергея Леонидова, компания не нарушает запрет на продажу е-ОСАГО: «Весь процесс [оформления полиса] проходит на нашем сайте, но часть – в виджетах: внутри нашего сайта открывается часть сайта страховой компании». Когда ЦБ разрешит сайтам-агрегаторам стать агентами, площадка «замкнет весь процесс на себя», добавляет он.
Компания получает вознаграждение, но не за агентские услуги, а за маркетинговые – рекламу страховщика, заявляет директор по развитию «Сравни.ру» Евгений Коротаев. Причем если страховщик не желает продавать полисы клиентам из токсичного региона (например, Краснодара, где продажи ОСАГО для страховщиков убыточны) или водителю с плохим коэффициентом бонус-малус – такие пользователи его предложение просто не увидят. У агрегатора в отличие от страховщика нет обязательства перед ЦБ на продажу электронного ОСАГО любым клиентам. Но и в Краснодаре есть автовладельцы с хорошим коэффициентом безаварийности, напоминает Леонидов: «А поскольку у страховщика на каждый [токсичный] регион есть квота продаж, ему лучше продать через нас водителю с хорошим коэффициентом, чем через свой сайт водителю с плохим». Не все страховщики будут классифицировать убыточных водителей одинаково, уверен он: если одна компания от пользователя откажется, он оформит полис в другой – «мы просто переливаем трафик так, как им нужно».
Два страховщика будут тестировать сервис агрегатора в Москве и Санкт-Петербурге – «Альфастрахование» и «Интач-страхование», говорит Леонидов, в перспективе подключатся «Тинькофф страхование» и «Либерти страхование». Представитель «Либерти страхования» отказался от комментариев, представители «Тинькофф страхования» и «Интач-страхования» не ответили на запросы. МАКС не сотрудничает с коммерческими площадками, заявляет Мартьянова: законодательно это является агентской услугой, которая пока запрещена.
Свой сервис по продаже страховок ОСАГО готовит «Яндекс» – на площадке «Яндекс.Деньги», говорит представитель компании, отказываясь от дальнейших комментариев. Из опрошенных страховщиков сотрудничество с «Яндексом» по продажам ОСАГО онлайн признало лишь «Альфастрахование»: по словам Скворцова, портал в данном случае не будет выступать агентом, а будет «предоставлять информацию о клиенте».