Центробанк взялся за оценку кредитных залогов

Служба анализа рисков ЦБ допускает, что их стоимость банки могут завышать до 100 раз
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина начала перетряхивать кредитные портфели банков
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина начала перетряхивать кредитные портфели банков / Станислав Красильников / ТАСС

Если у Центробанка возникают подозрения, что залог по выданному банком кредиту переоценен, созданная в ЦБ служба анализа рисков проводит собственную экспертизу. Такие полномочия Центробанк получил в 2016 г. (изменения были внесены в законы «О ЦБ», «О банках и банковской деятельности») и теперь, как следует из ответа ЦБ на запрос «Ведомостей», начал активно использовать. По данным службы, завышение стоимости залогов может составлять от 1,5 до 100 раз. Впрочем, количество нарушителей в пресс-службе ЦБ уточнять не стали и от детальных комментариев отказались.

В целом оценка сторонних оценщиков вызывает больше доверия у проверяющих, говорит первый вице-президент АТБ Вячеслав Андрюшкин. Банк передает эксперту часть рисков и ответственность за оценку залога, напоминает гендиректор центра судебных экспертиз «Истина» Мария Артемова.

Опрошенные банки из топ-10 отказались обсуждать проверки залогов: представители Сбербанка, ВТБ, Промсвязьбанка, «Открытия» и Альфа-банка на запрос по существу не ответили.

Сотрудники службы проверяют залоги самостоятельно. Согласно вступившему с 11 апреля 2017 г. положению об оценке обеспечения по ссудам ЦБ должен воздержаться от использования «наиболее оптимистичных прогнозов, максимизирующих стоимость залога». Если оценка банка не совпадает с оценкой регулятора, служба раскрывает источники информации и примененные подходы, отметили в пресс-службе ЦБ.

Однако в положении регулятора оптимистом быть трудно. «Бывает, что закладывается здание, а на практике оказывается, что это пустая площадка, – вспоминает топ-менеджер банка из топ-10, занимающийся работой с проблемными долгами. – У нас закладывался дорогой томограф, однако осмотреть его не получилось – нам запретили открывать коробку, так как перестанет действовать заводская гарантия. Хорошая коробка была. А потом кредит не вернулся, коробка оказалась пустой, а мы выяснили, что в Россию в этом году томографы вообще не ввозились». «На моей памяти одним из самых необычных залогов был дорогой французский коньяк. Но только за первый год хранения разбили 86 бутылок», – добавляет предправления МТС-банка Илья Филатов.

«Раньше Центробанк в ходе проверок обращал внимание на стоимость ценных бумаг, ПИФов и требовал от банков привлечения сторонних экспертов. Теперь у ЦБ есть свои эксперты, и уже банки должны доказывать Центробанку, что оценка соответствует правилам и нормам», – констатирует партнер аудиторской компании ФБК Алексей Терехов. По его мнению, так и должен работать механизм мотивированного суждения.

Начиная с февраля банки стали чаще обращаться к оценщикам за экспертизой как залогов, так и непрофильных, проблемных активов, говорит гендиректор Berkshire Advisory Group Ирина Вишневская. По ее словам, услуги оценщиков они используют как фактор снижения риска при проверках ЦБ. Акт оценки – документ, к которому банки могут апеллировать и спорить при проверках ЦБ, иначе диалога с регулятором нет, объясняет Терехов. Нередко уже после начала проверки Центробанка банки обращаются за экспресс-оценками, чтобы сориентироваться, говорит Вишневская. Впрочем, мнение оценщиков чаще всего совпадает с расчетами банков, замечает заместитель гендиректора оценочной компании «Финэксперт» Ирина Алехина. Но вот мнение ЦБ не всегда совпадает с мнением оценщиков, парирует Терехов.

Акты сторонних оценщиков ЦБ проверяет на соответствие стандартам оценки, отметили в пресс-службе регулятора, при найденных нарушениях сотрудники ЦБ обращаются в профильное СРО. Председатель президиума Делового союза оценщиков (одно из 14 СРО оценщиков) Дэмиан Ворончихин это подтвердил, заявив, что СРО получено 5–10 жалоб от ЦБ с начала этого года – с некоторыми доводами организация согласилась.

Бочки на миллиард

Сотрудники МВД пресекли деятельность топ-менеджеров трех банков, подозреваемых в выводе активов. В 2014–2015 гг. подозреваемые выдали заведомо невозвратные кредиты подконтрольным компаниям на 1 млрд руб. В качестве залога по кредитам под видом дорогостоящего химического сырья они оформляли бочки с водой.

«Во всех случаях на нашей практике отчеты оценщиков рассматривались регулятором и выступали в качестве дополнительной аргументации и обоснования позиции банка. Однако по единицам кейсов регулятор занимал жесткую позицию, не принимая во внимание ни нашу аргументацию, ни выводы из отчета оценщика». – признает Салават Исмагилов из банка «Возрождение». По его словам, разногласия возникали при оценке земельных участков под застройку: «Регулятор не всегда готов принять инвестиционную логику оценки данных активов. В остальных случаях мы не замечали значительных разногласий в подходах к оценке».

«Мы смотрим на ликвидность и рыночную стоимость, и не все методы оценки, которые допустимы стандартами, дают корректный результат», – комментирует Терехов. ЦБ волнует вопрос ликвидности залогов, говорит Андрюшкин: «При оценке недвижимости ЦБ принимает во внимание, сможет ли банк в течение 270 дней продать залог, и, если это по его мнению невозможно, ЦБ может не учесть такой залог при расчете резервов на возможные потери».