Банк «Траст» перед санацией улучшил условия по кредитам компаний экс-собственников
Сейчас он пытается оспорить эти сделки в судеНезадолго до санации «Траст» изменил условия по кредитам, выданным компаниям, бенефициары которых – его бывшие акционеры Илья Юров, Сергей Беляев и Николай Фетисов. Информация об этом есть в картотеке арбитражных дел: «Траст» подал иски к этим компаниям – Willow River и Retail Chain – об оспаривании сделок, считая их «заведомо невыгодными» для себя.
Retail Chain в 2010 г. получила кредит на $81 млн до 2014 г. по ставке 5,5%, а Willow River - на $31 млн на тех же условиях, следует из материалов дел. В декабре 2013 г. срок кредитов был продлен до 2019 г., а из договоров были исключены пункты о праве банка в одностороннем порядке изменять процентную ставку и требовать досрочного возврата кредита в случае несогласия заемщика с ней. В марте 2014 г. кредиты были конвертированы в рубли, сумма задолженности Retail Chain была установлена в размере 2,9 млрд руб., Willow River – 1,1 млрд, ставка в обоих случаях – 7% годовых. А за несколько дней до санации банк продлил Retail Chain срок кредита до 2027 г., а Willow River – до 2028 г.
Такая же история произошла и с рублевыми кредитами этих компаний, взятыми в «Трасте» в 2010 г. под 13,5% годовых с погашением до 2014 г.: Retail Chain – на 520 млн руб., а Willow River – на 200 млн. В 2013 г. банк потерял право менять ставку и требовать досрочного погашения кредитов, а перед санацией «Траста» их сроки были продлены до 2026 и 2027 гг.
Акции Willow River и Retail Chain находились в залоге у «Траста», но за пять дней до санации, 17 декабря 2014 г., обременение с них было снято, следует из решения Высокого суда Лондона от 28 июля об отказе снятия ареста с активов Юрова. У этих компаний есть имущество в Москве на $100 млн, и они продолжают обслуживать кредиты.
«В своей большой практике я не сталкивалась с такими льготными условиями кредитования в ситуации добросовестных гражданских правоотношений, кроме того, усугубляет ситуацию тот факт, что изменение ряда условий произошло накануне санации, что явно ухудшило финансовое положение банка», – указывает партнер юридической компании «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская.
В ноябре 2015 г. «Траст» подал иски к Willow River и Retail Chain, и ему удалось оспорить ряд дополнительных соглашений, сейчас заемщики оспаривают это в Верховном суде. В мае 2016 г. «Траст» подал иски о признании недействительными остальных допсоглашений – первые две инстанции поддержали «Траст». Банк получил возможность требовать от этих компаний, которые связаны с бывшими акционерами банка, не только исполнения первоначальных условий по кредитным договорам, но также возмещение ущерба, который понес «Траст» в результате изменения условий, рассказывает директор юридической дирекции «Траста» Сергей Массарский. По его словам, сумма таких претензий может составить несколько миллиардов рублей. Обязанность по возврату кредитов уже наступила, уточнила пресс-служба «Траста», сроки возврата зависят от добросовестности заемщиков.
Суд принял во внимание аффилированность собственников банка с заемщиками, иначе ряд соглашений, например продление срока кредита, вряд ли удалось бы оспорить, считает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный.
Банк создал прецедент, имеющий значение для других санаторов: они могут оспаривать кредитные договоры, которые были заключены на заведомо невыгодных для оздоравливаемых банков условиях до начала санации, указывает Массарский. Представитель Юрова вчера вечером на запрос не ответил.