Инвесторы распродают французские бонды в преддверии президентских выборов

Хотя аналитики говорят, что нервничать не из-за чего
Худший вариант для рынка - выход во второй тур популистов Марин Ле Пен и Жан-Люка Меланшона
Худший вариант для рынка - выход во второй тур популистов Марин Ле Пен и Жан-Люка Меланшона / Thibault Camus / AP

С сентября 2016 г. спреды доходности между 10-летними французскими гособлигациями и аналогичными немецкими увеличились в 3,5 раза до 74 базисных пунктов (см. график). Немецкие гособлигации, считающиеся надежной гаванью для инвесторов, – европейский бенчмарк надежности, от которого идет отсчет доходности суверенных бондов других стран.

По данным Societe Generale, в феврале японские инвесторы продали французских бондов на рекордные 13,4 млрд евро. С тех пор как Банк Японии ввел отрицательные ставки, местные УК стали крупными игроками на рынке французского долга. Их доля составляет 10%.

23 апреля во Франции пройдет первый тур президентских выборов. Лучшие шансы выйти во второй тур, который состоится 7 мая, у экс-министра экономики Эммануэля Макрона и лидера правого «Национального фронта» Марин Ле Пен, показывают опросы. Но экс-премьер Франсуа Фийон и лидер крайне левого движения «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон от них отстают не сильно.

«Инвесторы занервничали в преддверии выборов, – цитирует FT стратегов Societe Generale, – для рынка худшим вариантом развития событий был бы выход во второй тур Ле Пен и Меланшона, чего никто не ждет». Их политика представляет угрозу и бюджетной политике Франции, и стабильности всей Европы, добавляют они.

Ле Пен в случае победы обещает вывести Францию из еврозоны. Меланшон призывает «жадность заменить добродетелью» и повысить налог на богатство. Макрон – центрист, бывший когда-то инвестбанкиром в Rothschild. Именно его хочет видеть следующим президентом Франции бизнес. «Только на основании опросов, свидетельствующих о лидерстве Макрона и Ле Пен в последнее время, не стоит рассчитывать, что до выборов ничего не изменится», – предупреждает валютный стратег Nomura Джордан Рочестер.

«Мы считаем базовым сценарием, что во второй тур выйдут Макрон и Ле Пен и Макрон победит в итоге», – пишут аналитики Credit Suisse. Гораздо больше вероятность, что Франция изберет президентом центриста Макрона, чем Ле Пен, призывающую к выходу из еврозоны, полагает экономист Morgan Stanley Даниэль Антонуччи. Аналитики Goldman Sachs ставят на победу центристского кандидата, готового проводить реформы, – Фийона или Макрона. Победа Макрона – «наиболее вероятный исход выборов», пишут аналитики JPMorgan, они полагают, что разрыв между ним и Ле Пен значительный. Только Deutsche Bank предупреждает, что «с учетом выборов последнего времени» никого не удивит, если Макрон и Ле Пен во второй тур не попадут (цитаты по Bloomberg).

На результаты опросов внимательно смотрят и инвесторы в итальянские активы. «Если победит Ле Пен, спреды итальянских облигаций разительно вырастут в ожидании развала еврозоны», – цитирует WSJ директора по инвестициям First State Investments Пола Гриффита. За год спреды итальянских 10-летних госбондов и аналогичных немецких увеличились вдвое. «Италия – слабое звено еврозоны из-за ее давних экономических проблем и политического кризиса», – отмечает портфельный управляющий Aberdeen Asset Management Джеймс Эйти. Многие инвесторы полагают, что Италия стала одним из главных бенефициаров программ ЕЦБ по стимулированию экономики еврозоны. В разгар кризиса на рынке госдолга еврозоны в 2011 г. доходность итальянских 10-летних госбондов достигала 7%. Лишь благодаря политике президента ЕЦБ Марио Драги, пообещавшего «любой ценой» спасти еврозону, к августу 2016 г. доходность по этим инструментам снизилась до 1%.

Худший вариант для рынка - выход во второй тур популистов Марин Ле Пен и Жан-Люка Меланшона