Налог на богатство разделил кандидатов в президенты Франции
Критики утверждают, что из-за него предприниматели и капитал покидают странуМало что иллюстрирует противоречивое отношение к деньгам во Франции лучше налога на богатство. Он был введен 35 лет назад, и с тех пор правительства его то отменяли, то восстанавливали, то реформировали. Теперь этот налог, который должны платить люди, у которых стоимость личных активов достигает 1,3 млн евро, снова стал предметом споров в ходе президентской кампании.
Кандидат от правоцентристов Франсуа Фийон хочет отменить налог, а центрист и нынешний фаворит Эммануэль Макрон – облагать им только недвижимость, чтобы больше денег инвестировалось в реальную экономику. Оба они хотят с помощью фискальных реформ оживить вторую по величине экономику еврозоны. Но другие кандидаты призывают увеличить сборы с богатых. По словам крайне левого кандидата Жана-Люка Меланшона, «жадность нужно заменить добродетелью». Поэтому он обещает ввести 100%-ный налог для зарабатывающих более 360 000 евро в год. В то же время лидер правого «Национального фронта» Марин Ле Пен критикует Макрона за его работу инвестбанкиром в Rothschild, называя его «кандидатом от финансового сектора». Согласно опросам, во втором туре выборов сойдутся Ле Пен и Макрон.
Критики утверждают, что налог на богатство вместе с высоким налогом на прирост капитала заставляет предпринимателей бежать из страны. Вместе с ними Франция лишается рабочих мест, инвестиций и инноваций, не говоря уже о налоговых поступлениях. Налог на богатство обходится бюджету страны дороже, чем приносит дохода, утверждает профессор Kedge Business School Эрик Пише. По его оценкам, Франция ежегодно теряет 5 млрд евро налоговой выручки из-за уклоняющихся от него за границей людей. Связанная с этим нехватка инвестиций может стоить стране минимум 0,2% ВВП в год, считает Пише.
«Богатые часто считают налог на богатство несправедливым, при этом он больше не соответствует нынешней доходности активов», – отмечает партнер юридической фирмы Vaslin Associes Венсан Лазими. По его словам, бегство богачей из Франции ускорилось из-за постоянно меняющейся бюджетной политики, а отмена налога будет хорошим сигналом и должна помочь изменить восприятие Франции за границей.
Согласно New World Wealth, с 2000 г. число миллионеров во Франции сократилось на 60 000. «Отмена налога на богатство поможет вернуть назад капитал людей, переехавших в Бельгию, Швейцарию и другие страны, и привести к росту инвестиций во Франции, – говорит Эрик Шаней из исследовательского центра Institut Montaigne. – Чем больше инвестиций, тем выше конкуренция и экономический рост».
Что такое налог на богатство
Этот налог был введен в 1982 г. при социалисте Франсуа Миттеране и отменен в 1987 г. правительством Жака Ширака. Но уже в следующем году его вернули. Налог должны платить люди, чьи личные чистые активы достигают 1,3 млн евро. Ставка начинается от 0,5% и повышается до 1,5% при активах в 10 млн евро и более. Произведения искусства не учитываются, а на основное жилье предоставляются налоговые льготы. Кроме того, снизить налог можно с помощью инвестиций в малый и средний бизнес. Благодаря введенной при Николя Саркози «защитной» мере налог на богатсво и подоходный налог не могут в совокупности превышать 75% от общего чистого дохода.
Налог на богатство (см. врез) платит небольшая часть от 67-миллионного населения страны. В 2015 г. в общей сложности 343 000 домохозяйств заплатили 5,22 млрд евро, или в среднем по 15 200 евро. Это менее 2% от общих налоговых поступлений Франции.
Но, как убедились предыдущие правительства, отменить налог не менее трудно. Любая мера в пользу богатых не понравится избирателям в стране, где безработица достигает 10%. «Введение налога на богатство было политическим решением. С тех пор ни один политик не осмеливался положить ему конец, так как это подало бы очень плохой сигнал большинству электората», – утверждает партнер юридической фирмы De Gaulle Fleurance & Associes Венсан Шмитт.
Предложение Макрона заменить налог на богатство налогом на недвижимость окажет «некоторое воздействие на корпоративные инвестиции, приток капитала и конкурентоспособность», но гораздо меньшее, чем полная отмена налога, полагает Шаней из Institut Montaigne. По его словам, «уехавшие в соседние страны люди дважды подумают прежде, чем возвращаться обратно».
Другие специалисты тоже уверены, что предлагаемой Макроном реформы недостаточно. «Для многих людей, не только богачей, значительная часть стоимости активов приходится на недвижимость, и налог по-прежнему будет их затрагивать», – отмечает Давид Блан из управляющей компании LGT Vestra. Например, даже владельцам небольших ферм и рыбакам на популярном у богачей острове Ре у Атлантического побережья придется платить налог из-за роста цен на недвижимость.
Другой важный фактор – это конкуренция с другими странами. Франция должна учитывать и попытки других стран переманить состоятельных людей. Также она хочет воспользоваться Brexit и привлечь из Великобритании бизнес и богатых людей. Для этого еще в июле 2016 г. Франция представила такие меры, как право исключать зарубежные объекты недвижимости и активы из базы для налога на богатство в течение восьми лет. Сейчас это разрешено делать пять лет.
Даже если один из сторонников отмены налога займет Елисейский дворец, ему по-прежнему будет трудно убедить избирателей, что эта реформа будет долгосрочной. «Нельзя недооценивать вероятность того, что через несколько лет другое правительство может вернуть налог обратно», – говорит Лазими из Vaslin Associes.
Перевел Алексей Невельский