Ремонт в ОСАГО становится все менее обязательным

Финальная версия поправок к закону об автогражданке дает водителю право договориться со страховщиком о денежной выплате
Водитель может претендовать на деньги, если автомобиль полностью уничтожен, если стоимость ремонта его автомобиля выше страховой выплаты и он не согласен доплачивать недостающую сумму, если вред нанесен другому имуществу, а не автомобилю
Водитель может претендовать на деньги, если автомобиль полностью уничтожен, если стоимость ремонта его автомобиля выше страховой выплаты и он не согласен доплачивать недостающую сумму, если вред нанесен другому имуществу, а не автомобилю / М. Стулов / Ведомости

Ремонт в ОСАГО становится все менее обязательным: правительство в поправках к закону об автогражданке предлагает дать автовладельцу право договориться со страховщиком о денежной выплате, если он сумеет обосновать это «исключающими необходимость ремонта» обстоятельствами.

Водитель может претендовать на деньги, если автомобиль полностью уничтожен, если стоимость ремонта его автомобиля выше страховой выплаты (400 000 руб.) и он не согласен доплачивать недостающую сумму, если вред нанесен другому имуществу, а не автомобилю. Но также деньги можно получить, если страховщик или комиссия при профессиональном объединении страховщиков учтут «тяжелые жизненные обстоятельства» автовладельца либо обстоятельства, «исключающие необходимость ремонта», сообщается в документе.

Ранее Общероссийский народный фронт критиковал поправки к закону об ОСАГО, там сочли, что они противоречат статье 35.2 Конституции, которая дает гражданину право свободно распоряжаться своим имуществом. Опубликованный документ эту коллизию разрешает: предлагает учитывать обстоятельства, которых страховщику будет достаточно в качестве основания для выплаты в деньгах, замечает замруководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева: «Должна сохраняться свобода договора: и страховщик, и страхователь, если он является потерпевшим, должны иметь право согласовывать свои решения».

Натуральное возмещение должно препятствовать автоюристам, которые выкупают убытки и получают деньги со страховой компании, напоминает гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов: если у них будет возможность требовать со страховщика деньги, это «выхолостит» идею поправок. «Обстоятельства» стоит учитывать, если они действительно «исключительные» и определяются по соглашению компании и клиента, убежден он.

Российский союз автостраховщиков (РСА) не против учета тяжелых обстоятельств, говорит его президент Игорь Юргенс, но это не должно быть задачей РСА: «Пугает, что депутаты все больше защищают потребителей за счет ОСАГО: из натурального ремонта может выйти пшик, и тогда им придется искать лишние 25 млрд руб. в год и субсидировать ОСАГО в госкомпании».