Минфин отремонтировал европротокол

Если обстоятельства аварии не зафиксированы, ремонт будет выгоднее денежной выплаты
С подачи чиновников ремонт автомобиля после аварии со временем может быть выгоднее выплаты
С подачи чиновников ремонт автомобиля после аварии со временем может быть выгоднее выплаты / Александра Астахова / Ведомости

Минфин исполнил поручение первого вице-премьера Игоря Шувалова, который в ноябре 2016 г. поручил снять с сотрудников полиции обязанность выезжать на место аварии при отсутствии человеческих жертв. В четырех регионах, где действует так называемый безлимитный европротокол, – в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – ведомство предложило оформлять его, даже если оба участника аварии отрицают свою вину. Здесь, если обстоятельства аварии зафиксированы и переданы через «ЭРА-Глонасс» в автоматизированную информационную систему (АИС) ОСАГО, выплата по европротоколу может составлять до 400 000 руб. А если не зафиксированы – до 50 000 руб.

Минфин предлагает увеличить лимит выплаты без фиксации условий ДТП до 100 000 руб., сообщается в опубликованных им поправках к закону об ОСАГО. Если же автомобиль направляется на ремонт, и на станции техобслуживания выявляются скрытые повреждения, и смета превышает 100 000 руб. – ремонт проводится в пределах всей страховой суммы (400 000 руб.), рассказала замруководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. Если приоритет натурального возмещения будет введен, в рамках европротокола он также должен быть учтен, убеждена она.

Авто бьют дешево

По данным РСА за девять месяцев 2016 г., в среднем по России по европротоколу оформляется около 30% страховых случаев. Доля таких ДТП в экспериментальных регионах сопоставимая, но суммы страхового возмещения все равно не превышают 50 000 руб., сообщается в пояснительной записке к документу.

С 1 октября 2019 г. действие «безлимитного» европротокола распространится на всю Россию, для его оформления необходимо будет использовать систему «ЭРА-Глонасс». Однако все транспортные средства в России оборудовать терминалами «ЭРА-Глонасс» невозможно, сообщается в пояснительной записке к поправкам («Ведомости» с ней ознакомились), и нужны другие, более простые способы фиксации. Например, разработанное Российским союзом автостраховщиков (РСА) мобильное приложение, с помощью которого можно сфотографировать повреждения и передать данные в АИС ОСАГО.

Фиксация обстоятельств аварии только через мобильное приложение РСА – тяжелая новация, потому что оно должно «работать как часы», убежден гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов, но в целом это улучшение допустимое. Приоритет натурального возмещения минимизирует мошенничество при ремонте. А вот как будут рассматриваться страховые случаи по европротоколу без согласия сторон – непонятно: «теряюсь в догадках по поводу того, как мы будем разбираться со случаями, в которых виновник ДТП, как и потерпевший, отрицает свою вину», процедура принятия решения затянется. Кроме того, это создает для участников ДТП стимул отказываться от своей вины и уезжать с места ДТП.

Мобильное приложение РСА подготовлено для совместной работы с устройствами «Глонасс», говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев: они измеряют ускорение и дают данные по месту ДТП, а приложение дает фотографии, сделанные на месте ДТП, и пользователь не может их скорректировать. Самостоятельная работа, без замера ускорения, даст мошенникам возможность поставить два поврежденных автомобиля рядом, сфотографировать их и сказать, что они столкнулись, продолжает он: «Глонасс» показывает, было ли столкновение».

«Мы против увеличения лимитов с 50 000 до 100 000 руб. в нынешних условиях, тем более без ограничения по скрытым повреждениям», – настаивает он: нужно сначала допустить натуральное возмещение, отработать технологию, а потом вносить в закон другие изменения.