Участники валютных рынков задумались о возможной победе Дональда Трампа

Пока от его заявлений пострадал только мексиканский песо, но риски для доллара и валют развивающихся стран растут
Дональд Трамп вышел из тени: болезнь Хиллари Клинтон заставила валютных трейдеров начать анализировать связанные с ним риски
Дональд Трамп вышел из тени: болезнь Хиллари Клинтон заставила валютных трейдеров начать анализировать связанные с ним риски / Evan Vucci / AP

Болезнь кандидата в президенты США от Демократической партии вызвала волнение на валютном рынке. Сводки о состоянии здоровья Хиллари Клинтон вывели инвесторов из состояния кажущегося равнодушия к выборам президента и заставили их по крайней мере рассмотреть возможность победы ее конкурента, эксцентричного Дональда Трампа.

Согласно опросам кандидат от республиканцев до сих пор отставал от соперницы, а рынок как будто вообще не придавал значения грядущим выборам, до которых осталось менее двух месяцев. Волатильность на валютном рынке остается низкой, инвесторов гораздо больше волнуют возможные действия Федеральной резервной системы, чем то, кто займет Белый дом в январе.

Никто не полагает, что диагностированная у Клинтон пневмония заставит ее снять свою кандидатуру, но о ее болезни стало известно как раз тогда, когда разрыв между соперниками начал сокращаться. Кроме того, критику со стороны как Трампа, так и ряда наблюдателей вызвало то, как штаб Клинтон и она сама информировали общественность о состоянии ее здоровья.

Клинтон остается фаворитом предвыборной гонки, указывает старший политический аналитик Citigroup Тина Фордхэм, но риск победы Трампа (как и в свое время Brexit) не так уж низок, и ложное ощущение спокойствия может вновь обмануть инвесторов.

Разрыв в рейтингах соперников сокращается, а нервозность на рынке растет, отмечает макростратег Societe Generale Кит Джукс. «Пневмония Клинтон действительно может повысить нервное напряжение в преддверии выборов», - говорит он.

Просто говорить о победе Трампа — это одно, а размышлять, что она может значить для доллара — совсем другое. До сих пор единственной валютой, значимо отреагировавшей на феномен Трампа, стал мексиканский песо. Учитывая потенциальную угрозу, которую несет торговле Мексики политика Трампа, не удивительно, что между рейтингами Трампа и курсом песо сформировалась обратная корреляция. За последние полгода песо подешевел к доллару почти на 8%, показав худший результат среди валют развивающихся стран. Такая зависимость может распространиться и на большее число валют, указывает Джукс.

Волатильность на валютном рынке может начать расти, а валюты развивающихся стран станут более уязвимыми, если рейтинги Трампа продолжат рост, предупреждает валютный стратег Citi Стив Ингландер. Аналитики Rabobank связали резкое падение курсов валют развивающихся стран в понедельник с новостями о болезни Клинтон и об отмене ее запланированных поездок.

Обратившим внимание на президентскую кампанию инвесторам придется оценивать разнообразные последствия победы кандидата от республиканцев: чем протекционизм Трампа обернется для Китая, Мексики и других крупных торговых партнеров США; не ослабит ли его популизм доллар и не повысит ли риск глобальных валютных войн; как неопределенность, связанная с президентством Трампа, отразится на мировых фондовых рынках.

Ослабление доллара в случае победы Трампа будет соответствовать историческим трендам. По данным Societe Generale, американская валюта лучше реагирует на приход в Белый дом демократов, чем республиканцев. Но из этого правила есть исключения. Так, во время первого срока Рональда Рейгана доллар рос, после того как тогдашний председатель ФРС Пол Волкер поднял процентные ставки, чтобы обуздать инфляцию. В начале президентства Барака Обамы ФРС начала проводить политику денежного стимулирования, направленную на вывод экономики из депрессии, и доллар отреагировал падением. Однако, как показывает исторический анализ, проведенный Societe Generale, доллар должен укрепиться в случае победы на выборах Клинтон, даже если она столкнется с расколом или прямым противостоянием со стороны конгресса.

Проблемы в случае президентства Трампа могут оказаться не так серьезны, как многие сейчас опасаются. Дружественный к бизнесу республиканец, да еще при поддержке большинства в обеих палатах конгресса, «может принести пользу экономике США», считают аналитики одного из хедж-фондов.

Стратеги HSBC написали сценарий, в котором Трамп, став президентом, выберет более умеренный, а не радикальный курс. В результате со временем рынок станет менее склонен избегать риска, несмотря на возможные разногласия и напряженность в сферах международной торговли и иммиграции.

Проблема заключается в том, чтобы предсказать, какой курс выберет Трамп. Если он смягчит бюджетную политику, для доллара это будет хорошо, говорит Джукс. С другой стороны, его заявления об отказе от исполнения торговых соглашений могут подорвать доверие участников рынка, добавляет аналитик.

Такая неопределенность подразумевает, что первой реакцией рынка на возможный переезд Трампа в Белый дом будет усиление неопределенность и бегство из рисковых активов, считают в HSBC. Инвесторы будут продавать песо и переводить средства в безопасные активы, такие как золото и японские иены.

До выборов осталось менее двух месяцев, а вариантов их последствий очень много, учитывая разделение полномочий между президентом и конгрессом в США. Этим можно объяснить, почему рынок до сих пор не уделял внимания оценке последствий возможной победы Трампа.

Внимание инвесторов станет более пристальным, если рейтинги кандидатов начнут влиять на ожидаемый уровень процентных ставок — главный предмет интереса рынка. Предвыборная неопределенность может затронуть зарубежные рынки активов, а это, в свою очередь, отразится на ожиданиях, связанных со ставками ФРС, объясняет Ингландер.

Если сомнения в победе Клинтон будут усиливаться, это может привести к росту волатильности, как случилось накануне референдума о выходе Великобритании из Евросоюза, предполагает валютный стратег Standard Bank Стивен Барроу. «Несмотря на то что шок маловероятен, осторожная позиция представляется более оправданной», – говорит он.

Перевела Надежда Беличенко