«Олимпийские» акции обгоняют рынок
Однако объясняется это прежде всего ожиданиями инвесторовБразильский фондовый индекс Bovespa вырос в этом году на 33%. Хотя в стране продолжается рецессия, отстранение весной от власти президента Дилмы Руссефф и первые шаги возглавившего страну вице-президента Мишела Темера породили надежды на реформы и возобновление роста экономики. Дополнительным стимулом для роста акций ряда компаний стали Олимпийские игры, пишет The Wall Street Journal. Бумаги оператора торговых центров Multiplan Empreendimentos Imobiliarios, который может выиграть от наплыва туристов, выросли с начала года на 71%. Капитализация компании по сдаче автомобилей в аренду Localiza Rent a Car увеличилась на 69%, авиаперевозчика GOL Linhas Aereas Inteligentes – на 117%.
Опережающий рост котировок этих компаний связан с предположением инвесторов, что Олимпиада может положительно повлиять на их бизнес, они выделяют их в своего рода отдельную группу активов, поясняют в опубликованном недавно исследовании Патриша Дечоу и Аластер Лоренс из Калифорнийского университета в Беркли и Мэй Луо из пекинского Tsinghua University. Столицу Олимпиады объявляют примерно за семь лет до самих Игр. Исследователи проанализировали, как в этот период себя ведут олимпийские акции – бумаги компаний разных секторов, которые воспринимаются как тем или иным образом связанные с Олимпиадой (спонсоры, подрядчики на строительстве олимпийских объектов или фирмы, выигрывающие от предоставления сопутствующих услуг).
Авторы доклада изучили два сильно различающихся рынка – китайский и британский (в связи с летними Играми в Пекине в 2008 г. и Лондоне в 2012 г.). Первый – развивающийся, с большим количеством частных трейдеров-спекулянтов, второй – развитый, с преобладанием институциональных инвесторов. Выяснилось, что в периоды подъема всего рынка олимпийские акции растут быстрее. Например, в 2006–2007 гг., когда на обоих рынках надулись пузыри, олимпийские акции в Китае принесли около 30% дополнительного дохода, а в Великобритании – 36–44%. Кроме того, хотя они представляют разные секторы, имеют высокую корреляцию друг с другом.
Однако в период падения рынка олимпийские акции теряют весь свой дополнительный доход. Так произошло в Китае, когда сдулся пузырь в 2007–2008 гг., и в Великобритании во время кризиса 2008 г. Авторы доклада показывают, что Олимпиада в реальности практически не влияет на годовые показатели прибыли и денежного потока связанных с ней компаний. Она может несколько увеличивать выручку, но выгоды от Игр зачастую переоцениваются, а расходы – недооцениваются. Поскольку рост котировок объяснялся не фундаментальным улучшением бизнеса, а ожиданиями, то, когда негативные настроения на рынке берут верх над олимпийскими надеждами, любимые прежде акции становятся обычными бумагами.