Крупные страховщики приостанавливают продажи электронных полисов ОСАГО

О проблемах сообщил лидер рынка «Росгосстрах», компании ВСК и «Эрго». Они ссылаются на технические неполадки
Продажа электронного полиса ОСАГО является правом, а не обязанностью страховой компании
Продажа электронного полиса ОСАГО является правом, а не обязанностью страховой компании / Е. Разумный / Ведомости

В страховой компании ВСК электронное ОСАГО с середины февраля временно недоступно, сообщили «Ведомостям» в колл-центре компании. «Электронное ОСАГО оформить нельзя уже около месяца из-за технических неполадок», - заявил сотрудник колл-центра, указав, что сроки, когда система заработает неизвестны. В самой компании от комментариев отказались.

«Росгосстрах» с 28 марта приостановил продажи электронного ОСАГО из-за «необходимости донастройки системы», когда система заработает также неизвестно.

Проблемы есть и у других страховщиков. При оформлении полиса электронного ОСАГО на сайте «Альфастрахование» могут наблюдаться технические сбои, предупреждает директор департамента электронной коммерции страховщика Александр Прокопчук. «Мы знаем о них, это временная проблема, над устранением которой мы в данный момент работаем. В целом продажи электронного ОСАГО не прекращаются», - говорит он.

С прошлой недели сервис сбоит и у СК «Эрго», сообщили в колл-центре.

«База АИС РСА работает без сбоев, ряд компаний действительно периодически проводят донастройки системы, что именно сейчас в двух из них происходит, мы выясняем», - заявил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. По его словам, сам сервис продажи электронных полисов ОСАГО работает в нормальном режиме.

На текущий момент продано более 155 000 электронных полисов, указал он. Продажи продолжались и в понедельник и вторник, но их уровень сократился более чем вдвое от среднедневного показателя после приостановки продаж некоторыми лидерами рынка, заметил он.

Продажа электронного полиса ОСАГО является правом, а не обязанностью страховой компании, однако этот сервис был введен для повышения доступности услуги ОСАГО, поэтому тенденция к сокращению продаж вызывает обеспокоенность РСА, пояснил Юргенс.

Одна из причин приостановки или ограничения продаж электронных полисов ОСАГО - рост популярности таких полисов в неблагоприятных для страховщиков регионах, где страховщики из-за роста мошенничества всячески придерживают продажи бумажных полисов ОСАГО, указывают два топ-менеджера крупных страховщиков. Среди них Краснодар, Волгоград, Ростов-на-Дону, перечисляют они. Поэтому, приостанавливая электронные продажи страховщики, пытаются ограничить «токсичный» поток клиентов.

Ранее директор департамента страхового рынка ЦБ признавал, что в некоторых регионах на юге России вновь начались проблемы с доступностью ОСАГО: чтобы купить полис, нужно записаться в очередь и ждать 2-3 дня, говорил он. Жук рекомендовал автомобилистам покупать электронные полисы.

«Банк России запросил у страховых компаний информацию о причинах приостановки продаж электронных полисов ОСАГО», - указал представитель регулятор.

Электронные продажи ОСАГО стартовали в России с 1 июля 2015 г. Однако пока оформление договора в электронном виде является правом, а не обязанностью страховой компании. Сейчас, по данным ЦБ, электронные полисы предлагают лишь 15 страховщиков из 81, имеющих лицензию на ОСАГО. До сих пор эта услуга недоступна даже у некоторых лидеров рынка, среди них «Ингосстрах», «Согаз», «Согласие», «ЮжУрал-АСКО».

А те компании, которые присоединились к системе, еще отлаживают продажу таких страховок. У большинства игроков есть существенные ограничения, показал опрос «Ведомостей».

Так, например, в «Ренессанс страховании» приобрести электронный полис могут лишь жители Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, имеющие прописку в этих городах, сообщил сотрудник колл-центра. Остальным автомобилистам следует обращаться в центральный офис страховщика в понедельник с 10 до 11 и предъявить к осмотру автомобиль, указал он.

В СГ «Уралсиб» и «Тинькофф страховании», «Энергогаранте» оформить электронный полис смогут клиенты только «на прежних условиях», сообщили в колл-центрах компаний. Если же у клиента новый автомобиль, поменялось место регистрации или сменились еще какие-либо персональные данные, то информация о нем не будет доступна в базе РСА, оформление полиса будет невозможно, указали они. В «Либерти страховании» оформить электронный полис также могут лишь автомобилисты Москвы и Санкт-Петербурга.

С 1 января 2017 г. ЦБ намерен обязать страховщиков продавать электронное ОСАГО, заявлял ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин.