Сбербанк готовится к $25 за баррель

У идеи «нефть по $20» все больше сторонников: снижения до $20–25 теперь ждет и Morgan Stanley
Президент Сбербанка Герман Греф (слева) готовится к дальнейшему ухудшению ситуации на нефтяном рынке
Президент Сбербанка Герман Греф (слева) готовится к дальнейшему ухудшению ситуации на нефтяном рынке / Е. Разумный / Ведомости

Сбербанк предполагает в новом пессимистичном сценарии на 2016 г. цену на нефть в $25 за баррель, заявил во вторник президент госбанка Герман Греф на пресс-конференции. По его словам, которые передает «Интерфакс», госбанк начал тестировать такой стрессовый сценарий.

«У нас был такой сценарий - $30. Но теперь уже $30 неактуально. В нашем бизнес-плане это был пессимистичный сценарий, а в начале года [он] стал реальным», – сказал Греф. Он назвал новый сценарий «тяжелым» (цитата по ТАСС): «Все будет зависеть от того, какое время он продержится. Если долго, то это будет очень болезненно для экономики, конечно». Долго – это полгода-год, а несколько месяцев «все переживут», полагает Греф. Длительное же сохранение цен ниже $30 за баррель будет иметь очень существенные последствия для российской экономики, фискальной системы, предприятий, добавил он.

О неопределенности касательно того, сколько времени цены на нефть будут находиться на столь низких уровнях, в последнее время говорят эксперты и других банков. «Мы считаем, что еще рано говорить о достижении дна», – написали в понедельник в отчете аналитики Bank of America Merrill Lynch. Они снизили свой прогноз по нефти Brent на текущий год c $50 до $46 за баррель, по WTI – с $48 до $45 за баррель, обосновав свое решение избытком предложения со стороны стран ОПЕК, падением курса юаня и рекордными запасами нефти в мире.

Представление о ценах на нефть как о «более низких в течение более долгого времени» уже твердо укоренилось в мозгах правительств, участников нефтяной отрасли и инвесторов, отметили на прошлой неделе аналитики JPMorgan Chase: «Однако ценовое дно до сих пор не установлено, и насколько низкими будут цены и сколь долго они будут оставаться на таких уровнях, – на эти вопросы пока нет ответа».

По мнению Грефа, решения ОПЕК уже не оказывают существенного воздействия на нефтяные цены, решения картеля имеют лишь кратковременное психологическое влияние. «Сегодня ОПЕК уже не контролирует рынок, и работает целый ряд других факторов. Сегодня рынок больше реагирует на ситуацию в Китае, девальвацию юаня. Сегодня состояние китайской экономики - это ключевая история», – указал он. При этом, по словам Грефа, аналитики Сбербанка пока не видят фундаментальных причин для кризиса в китайской экономике и ожидают роста на уровне 6-6,5%. Однако события в ней сильно испугали инвесторов, поскольку нет понимания происходящих процессов, добавил президент Сбербанка.

4 декабря 2015 г. страны ОПЕК на своем саммите заявили, что сохранят текущий уровень добычи нефти (по последним данным за ноябрь, 31,7 млн баррелей в день при квоте 30 млн баррелей). Конфронтация между Ираном и Саудовской Аравией в начале января укрепила участников рынка в мысли о том, что страны ОПЕК не смогут договориться о совместных действиях по сокращению добычи и поддержанию цен. Иран готовится к активному наращиванию экспорта после отмены санкций в I квартале.

Аналитики Goldman Sachs с осени прошлого года стали говорить о возможности падения цен до $20 за баррель. Снижение котировок до этого уровня может потребоваться, чтобы заставить производителей сократить достаточно мощностей, написали они в отчете в конце декабря. Превышение спроса над предложением сохранится до второго полугодия, ребалансировка начнется лишь в IV квартале, полагают в банке.

Значительного сокращения добывающих мощностей можно ожидать после падения цен ниже $30, т. е. ниже уровня операционных денежных расходов, писали также в конце декабря аналитики Citigroup. Они указывали, что во многих регионах мира хранилища почти заполнены, а запасы могут расти до IV квартала 2016 г. Но после слабого I квартала в Citi прогнозируют медленное улучшение ситуации в связи с сокращением добычи в странах, не входящих в ОПЕК.

Аналитик Morgan Stanley Эдам Лонгсон в опубликованном в понедельник отчете называет еще одну причину возможного дальнейшего снижения цен – девальвацию юаня. Народный банк Китая в конце декабря и начале января активно снижал его курс, опустив его до уровня 2011 г., что добавило нестабильности фондовым и сырьевым рынкам, участники которых опасаются замедления экономики Китая.

Хотя дальнейшее ослабление юаня может поддержать экспортно ориентированную экономику Китая, оно сделает импорт нефти и других номинированных в долларах сырьевых товаров более дорогим и может еще больше ударить по спросу на них, указывает Лонгсон. «Это может спровоцировать еще один раунд ослабления на сырьевых рынках и опустить нефть ниже $30, – написал он. – Сценарии с нефтью по $20-25 возможны просто из-за динамики валютных курсов».

После падения в понедельник на 5-6% цены на нефть во вторник утром приблизились к отметке $30 за баррель. Brent дешевела до $30,5, WTI – до $30,47 за баррель. Затем в течение дня котировки поднимались выше $32, однако потом снова пошли вниз. По данным на 18.50 мск, марки стоили $30,9 и $30,6 соответственно.