Роботы начали писать аналитические отчеты для Уолл-стрит

Банки все чаще используют компьютерные алгоритмы, чтобы сократить расходы и повысить эффективность
Компьютеры и алгоритмы начали выполнять обязанности трейдеров, клерков и консультантов
Компьютеры и алгоритмы начали выполнять обязанности трейдеров, клерков и консультантов / А. Махонин / Ведомости

Автоматизация финансового сектора увеличивается – компьютеры и алгоритмы уже начали выполнять часть привычных обязанностей трейдеров, клерков и консультантов. Теперь стартапы создают сервисы с искусcтвенным интеллектом, которые выполняют письменную работу для банков и финансовых компаний с Уолл-стрит. Они, в свою очередь, все охотнее используют эти программы, поскольку их возможности развиваются и это позволяет фирмам сокращать расходы и повышать эффективность.

Так, компьютерные программы основанной в 2010 г. Narrative Science сначала автоматически писали новостные заметки. В 2013 г. компания создала продукты для финансовых компаний, и теперь 60% ее клиентов – именно они. Кроме того, аналогичные сервисы создают Automated Insights, Yseop, Capital Cube и Kensho Technologies, которую поддерживает Goldman Sachs. Их программы обычно берут информацию из документов, заявлений и баз данных, а затем с помощью алгоритмов преобразуют ее для создания корпоративных презентаций и описаний продуктов. Банки и частные компании отказываются говорить о связанных с этим затратах. Но в целом программы создают информационные сводки быстро и недорого, благодаря чему корпорации публикуют больше отчетов и маркетинговых материалов.

Credit Suisse, например, использует искусственный интеллект, чтобы писать для клиентов сводки о тысячах компаний, а инвесткомпании T. Rowe Price Group и American Century Investments тестируют сервисы, пишущие отчеты о том, как их фонды инвестируют средства клиентов. Тем не менее возможности таких сервисов ограничены, говорят критики. Так, компьютерам, в отличие от аналитиков, по-прежнему сложно анализировать не представленную числами информацию. Кроме того, аналитики общаются с клиентами и руководителями компаний и замечают нюансы в их комментариях.

Крупные брокерские компании ежегодно делают более 30 000 исследовательских отчетов, но доклады, которые не увеличивают понимание чего-либо, просто отвлекают, говорит Барри Гуревитц из UBS. «Аналитики своими отчетами должны улучшать представление клиентов, а не сообщать о том, что происходит», – отмечает он.

Некоторые полагают, что увеличение возможностей компьютеров – это лишь вопрос времени. Так, теперь все больше участников рынка используют компьютерные алгоритмы, чтобы определить относительную стоимость акций и консультировать клиентов по поводу инвестиций в различные активы. «Идет много споров о том, исчезнут ли финансовые аналитики из-за алгоритмов», – говорит Уильям Траут, старший аналитик консалтинговой компании Celent. По его мнению, возможно, специалистам пока рано беспокоиться об этом, но когда это случится, то произойдет очень быстро.

Угроза, которую роботы представляют для рынка труда, в последнее время широко обсуждается. В 2013 г. ученые из Оксфордского университета составили соответствующий рейтинг для 700 профессий. Согласно ему для финансовых аналитиков риск потери работы меньше, чем для представителей 70% других профессий. Как свидетельствует исследование Кеннета Меркли из Корнелльского университета, если крупные брокерские компании в последние годы сокращают число аналитиков, то небольшие – увеличивают. По его прогнозам, количество аналитиков в крупных компаниях продолжит уменьшаться, отчасти из-за автоматизации.

Компании, создающие автоматизированные технологии для Уолл-стрит, настаивают, что у них нет цели заменить людей. «Аналитики перегружены работой, которую им обычно приходится делать, – утверждает гендиректор Narrative Science Стюарт Фрэнкел. – Автоматизация позволит им заниматься более важными делами».

Credit Suisse использует разработанную Narrative Science платформу Quill. В 2013 г. управляющий директор банка Тим Бикслер на посвященной финансовым технологиям конференции заявил, что программа помогла 20 использовавшим ее аналитикам уделять больше времени клиентам. Кроме того, тогда Credit Suisse с помощью Quill делала сводки для 1500 компаний, а в 2015 г. – уже для 5000, заявила представитель Narrative Science.

Страховая компания Allstate пытается понять, как можно использовать программу компании Automated Insights для автоматизированной переписки с клиентами. Сейчас она с ее помощью анализирует собственные продажи и дает рекомендации по улучшению сервиса. Программа пока не может делать для Allstate ту же работу, что и аналитики, признается ее операционный менеджер Райан Данн. «Мы подумали, что это оригинальная идея, и решили ухватиться за нее», – говорит он.

Перевел Алексей Невельский