Доллар стремится к паритету с евро

За последний год курс евро упал на 24%, причем более чем наполовину – с начала 2015 года
Simon Dawson
Simon Dawson / Bloomberg

Еще в начале года единая европейская валюта стоила $1,21. Но в прошлый четверг, вскоре после выступления президента Европейского центробанка Марио Драги, который объявил о начале реализации программы денежного стимулирования, курс упал ниже $1,1 за евро. На вчерашних торгах евро на пике падения дешевел на 1,7%, опускаясь до самого низкого уровня за 12 лет – $1,0513. Сегодня на торгах в Азии курс снижался до $1,0494 (минимум с марта 2003 г.), но затем несколько отыграл потери, и в 16.30 мск за евро давали $1,06.

Между тем еще в мае 2014 г. евро торговался около отметки $1,4; тогда Драги назвал высокий курс европейской валюты «поводом для серьезного беспокойства» и заявил, что необходимо действовать. После этого евро стал быстро дешеветь. В сентябре ЕЦБ понизил базовую ставку до 0,05% с 0,15%, а ставку по депозитам, на которых коммерческие банки держат деньги в ЦБ, – с -0,1% до -0,2% и объявил о планах по скупке облигаций, обеспеченных активами. В конце января 2015 г. ЕЦБ уже заявил о готовности начать выкупать с рынка государственные облигации. В общей сложности Центробанк намерен выкупить европейские активы на 1,1 трлн евро – по 60 млрд евро в месяц до конца сентября 2016 г. В понедельник трейдеры ЕЦБ начали покупать гособлигации.

За последний год курс евро упал на 24%, причем более чем наполовину (на 12,4%) – с начала 2015 г. «На пике долгового кризиса в еврозоне наблюдались очень резкие скачки евро, но обвал с начала этого месяца – просто гигантский», – поражается Филлис Пападавид, валютный стратег BNP Paribas. На рынке уже открыто обсуждают такие вопросы, как достижение паритета евро с долларом и падение доходностей долгосрочных гособлигаций Германии до нуля, отмечает Ник Лоусон, старший трейдер Deutsche Bank (цитаты по The Wall Street Journal). Сейчас доходность 10-летних бондов Германии – 0,24%, однако уже все облигации страны вплоть до семилетних имеют отрицательную доходность.

Укрепление доллара и ослабление евро во многом объясняется различием в экономическом положении и денежной политике США и еврозоны. Экономика США уверенно набирает ход, и Федеральная резервная система, свернувшая программу скупки активов в 2014 г., может повысить процентные ставки – по ожиданиям ряда аналитиков, уже в июне. ЕЦБ же занялся тем, что ФРС начала делать еще в конце 2008 г., – вливать ликвидность в финансовую систему в надежде не допустить дефляции и стимулировать стагнирующую экономику.

Многие банковские аналитики не ожидали столь стремительного укрепления доллара к евро и сейчас понижают прогнозы по европейской валюте. При сохранении текущих темпов снижения евро может достичь паритета с долларом уже во II квартале, предупреждает в отчете Атанасиос Вамвакидис, валютный стратег Bank of America Merrill Lynch. Паритет может быть достигнут в этом году, полагает Джейн Фоули, валютный стратег Rabobank. Банк пока официально не прогнозирует паритет, но снизил оценку по курсу евро, сказала она Financial Times. Движение к паритету очевидно, соглашается Дара Майер, валютный стратег HSBC. Правда, надеяться на то, что столь значительное падение, как на прошлой неделе (почти на 3%), продолжится аналогичным по масштабам движением, слишком рискованно, оговаривается он.

Некоторые аналитики полагают, что расхождение в денежной политике ЕЦБ и ФРС уже заложено в курс, создавая возможность для укрепления евро в обозримой перспективе. На срочном рынке процентные инструменты демонстрируют необычайно большую разницу между будущей динамикой ставок в США и еврозоне, отмечает Аурелия Аугулите, валютный стратег банка Nordea. Они указывают, что ЕЦБ не повысит ставки еще почти четыре года, что предполагает новый кризис в еврозоне. «Если это произойдет, вряд ли ФРС повысит ставки в этом году», – считает Аугулите.

В долгосрочной перспективе курсы валют зависят от фундаментальных экономических факторов и этот раз, вероятно, не станет исключением, отмечает Русс Кестерих, главный стратег по инвестициям на глобальных рынках BlackRock. Обычно рост курса доллара продолжается 6–7 лет, это позволяет предположить, что нынешний цикл только начался, считает Кестерих.

Евро был введен в оборот в начале 1999 г. по курсу $1,1747. После этого он стал слабеть, опустившись до $0,82 в октябре 2000 г. Затем ведущие центробанки провели совместные интервенции в поддержку евро. С 2002 г. курс доллара стал снижаться, в том же году снова был достигнут паритет. Начался долгосрочный период ослабления американской валюты. Он во многом объяснялся значительным увеличением дефицита счета текущих операций США и оттоком средств инвесторов на другие рынки, прежде всего развивающиеся. В кризис 2008 г. евро стоил $1,6. Затем валютная пара несколько лет торговалась в широком «боковике» $1,2–1,5/евро.

Динамика курса евро к доллару

Simon Dawson

Сейчас еврозоне выгодно ослабление евро, указывают аналитики. Но вопрос в том, как долго в ЕЦБ и европейских столицах готовы будут его терпеть: Германия, например, неохотно согласилась на программу денежного стимулирования ЕЦБ и в Берлине традиционно выступают за сильную валюту, указывает Кэтлин Брукс из Forex.com. «Европа может хотеть ослабления евро, но не захочет потерять контроль» над этим процессом, сказала она FT.

Фоули из Rabobank указывает и на такой неизвестный фактор, как позиция американских политиков и министерства финансов США. Укрепление доллара может ударить по конкурентоспособности некоторых американских компаний на мировом рынке, заставив власти США предпринимать меры по сдерживанию его роста.