Инвесторы неожиданно засомневались в экономическом росте

Серия неблагоприятных событий в последние недели изменила оптимистичные настроения относительно темпов роста мировой экономики в этом году
Bloomberg
Bloomberg

Тревожные признаки множатся: падение фондовых рынков по всему миру, разочаровывающие отчеты по производству в США и Китае, повышение процентных ставок в развивающихся странах (Турция, Индия, ЮАР), неудачные финансовые результаты многих корпораций. Все это заставляет думать, что мировая экономика не настолько устойчива, как это казалось в самом начале года.

Следующим показателем, за которым пристально следят экономисты и участники рынков, станет январский уровень безработицы в США. Соответствующий отчет министерства труда будет представлен в пятницу. Однако он, как и другие последние публикации о состоянии американской экономики, может только добавить неопределенности: показатели могут быть искажены из-за необычно холодной зимы в США, указывают эксперты.

Последние дни инвесторы спорят, что стало причиной неожиданного падения фондовых рынков по всему миру. С начала года индекс Dow Jones Industrial Average снизился на 7%, Nikkei - на 14%, гонконгский Hang Seng - на 8%, Euro Stoxx 50 - на 5%, а бразильский Bovespa - на 9%. Одни винят в этом попытки Федеральной резервной системы свернуть свою программу количественного смягчения, другие опасаются, что на развивающихся рынках может произойти кризис, который распространится и на другие страны.

Тем не менее плохое начало года для рынков акций может быть вызвано тем, что ожидания инвесторов относительно роста экономики и корпоративных прибылей оказались завышенными. Многие надеялись, что экономика США в этом году наконец вырастет больше, чем на 2%, - в посткризисные годы она никак не может показать более высокие темпы роста. Однако череда отчетов, показавших слабые данные о продажах автомобилей и недвижимости, объеме производства и создании новых рабочих мест, вызвали у них сомнения в том, что это все-таки произойдет. Также на рынки повлияли разочаровывающие экономические отчеты из Китая. А после того, как центробанки ряда развивающихся стран были вынуждены поднять процентные ставки, чтобы не допустить ускорения инфляции и обесценивания национальных валют, перспективы их роста тоже оказались подорваны.

«Возможно, рост в США окажется не столь значительным, как все надеялись», - говорит профессор экономики Гарвардского университета Кеннет Рогофф. Сегодняшние настроения сильно контрастируют с теми, что он наблюдал, общаясь с участниками Всемирного экономического форума в Давосе всего несколько недель назад. Там, по его ощущению, царил «невероятный оптимизм», казалось, что «ничто не может испортить» ситуацию в мировой экономике. «Возможно, рост Китая окажется гораздо более медленным. А проблемы развивающихся стран, которые, как казалось, обострятся через 4-5 лет, вместо этого встанут на повестке дня через 4-5 месяцев», - добавляет Рогофф.

Экономисты JPMorgan прогнозировали, что рост мировой экономики в этом году ускорится до 3% по сравнению с 2,4% в 2013 г. Основой для этого должно было стать восстановление экономик развитых стран. Но в пятницу они предупредили своих клиентов, что, возможно, недооценили ситуацию и экономический рост окажется медленнее. По мнению Брюса Касмана, главного глобального экономиста JPMorgan, сейчас перспективы развития экономики выглядят более рискованными, чем в конце 2013 г.

Но сомнения в этих перспективах вызывают не только сигналы, поступающие с фондовых рынков. Расстроиться инвесторов заставляет и ситуация на рынке гособлигаций. Доходность 10-летних казначейских бондов США, обычно падающая, когда есть неблагоприятные ожидания по экономическому росту и инфляции, снизилась с 3,04% в начале года до 2,62%. Снизились и доходности долговых гособлигаций Германии и Великобритании.

Помимо этого меняются ожидания инвесторов относительно следующих шагов ФРС. В прошлом году они ожидали, что центробанк США начнет поднимать процентные ставки, когда увидит восстановление экономики. Теперь они полагают, что ФРС будет продолжать удерживать краткосрочные процентные ставки около нулевого уровня из-за низкой инфляции и слабого экономического роста. «Сейчас я ожидаю, что из-за низкой инфляция и по-прежнему высокого уровня безработицы краткосрочные ставки будут находиться около нуля и в 2015 г.», - заявил во вторник Чарльз Эванс, президент Федерального резервного банка Чикаго.

Американская экономика шла по пути медленного экономического роста с самого начала своего восстановления. Потребители не тратили много денег, потому что выплачивали долги, а предприятия не стремились делать инвестиции и создавать новые рабочие места. Но когда во второй половине 2013 г. экономика США выросла на 3,7%, ФРС и многие экономисты посчитали, что этот год может стать переломным. Им казалось, что препятствия, которые сдерживали рост, исчезли. Однако, по мнению Джеффри Лэкера, президента ФРБ Ричмонда, центробанк должен обуздать свой энтузиазм: «Ускорение экономического роста, которое мы видели в конце прошлого года, конечно, можно только приветствовать. Я этому рад, и это может стать предвестником более сильного экономического роста в будущем. Но наш опыт подобных ускорений экономики в недавнем прошлом предполагает, что об этом пока рано говорить. Я подозреваю, что рост замедлится до 2%, это темп, который мы наблюдаем с начала Великой рецессии».

Возможно, оптимизм ФРС был преждевременным. Однако это трудно понять, поскольку главной причиной последних слабых экономических результатов США, возможно, является плохая погода в декабре и январе, а не экономический спад.

Также некоторые крупные международные компании стали говорить о проблемах на некоторых быстрорастущих рынках. Например, Electrolux столкнулась с трудностями в Латинской Америке. «Ситуация со спросом продолжает ухудшаться, во многом из-за замедления экономического роста в Бразилии», - отмечает гендиректор компании Кит Маклафлин. После взлета на 7,5% в 2010 г. экономика Бразилии выросла в 2012 г. только на 1%, а в 2013 г. - примерно на 2,5%. Во вторник правительство объявило, что объем промышленного производства в декабре сократился на 3,5%; это худший результат с 2008 г. В прошлом году центральный банк Бразилии был вынужден несколько раз поднимать процентные ставки, чтобы сдержать инфляцию.

Перевел Алексей Невельский