Аналитики ЦБ усомнились в объявленном Росстатом рекордном росте ВВП
undefinedРеальный рост экономики России в 2018 г. мог оказаться ниже заявленных Росстатом 2,3%, говорится в бюллетене департамента исследований и прогнозирования Центробанка «О чем говорят тренды» (содержащиеся в нем выводы могут не совпадать с официальной позицией регулятора). Ранее Минэкономразвития предостерегло от глобальных положительных выводов из данных Росстата.
По предварительной оценке Росстата, рост ВВП в 2018 г. ускорился до 2,3% впервые с 2012 г. Эти данные во многом связаны с резким пересмотром вверх динамики в строительной отрасли, «который может носить технический характер», отмечают аналитики ЦБ.
«Мы склонны полагать, что фактический рост ВВП в 2018 г. мог быть ниже, а в 2016–2017 гг. – выше текущих статистических оценок», – заключают эксперты. На это косвенно указывают совокупность статистических факторов, анализ опережающих макропоказателей и других показателей экономической активности, а также модельные расчеты, поясняют аналитики. Согласно их данным, «на данном этапе уместно оценивать рост ВВП в 2018 г. в диапазоне 1,7–2,3%».
В конце января Росстат повысил оценку роста строительных работ за 2018 г. до 5,3%, хотя до этого оценивал его в 0,5% за период с января по ноябрь. Минэкономразвития объяснило это уточнением данных по Ямало-Ненецкому автономному округу, где велась одна крупная стройка – «Новатэк» ввел в эксплуатацию последнюю линию завода «Ямал СПГ».
По оценкам ЦБ, вклад стройки в ускорение роста экономики составил 0,25 процентного пункта. Однако, обращают внимание аналитики, «такая динамика строительных работ не коррелирует с косвенными показателями деловой активности в строительстве». В частности, уменьшилась погрузка строительных грузов и цемента в сети РЖД, также снизилось производство большинства основных строительных материалов – кирпича, цемента, бетона.
Аналитики ЦБ согласны, что пересмотр динамики стройки в основном связан с получением более подробной отчетности по некоторым крупным инвестпроектам. «Если крупный проект строился несколько лет, то на протяжении этого периода объемы работ в промежуточной отчетности вполне могли недооцениваться, – указывают они. – Вероятно, на текущем этапе оценки непропорционально большая доля «новых» объемов работ могла прийтись на 2018 г., что и вызвало такой сильный рост показателя». Однако впоследствии досчитанные показатели по стройке могут быть более равномерно распределены между 2018 г. и предыдущими годами, когда они фактически осуществлялись, предупреждают эксперты. Поэтому они не исключают пересмотра в меньшую сторону роста ВВП за 2018 г. и, наоборот, переоценки экономической динамики в большую сторону за предшествующие два года. По данным Росстата, российская экономика в 2017 г. выросла на 1,6%, в 2016 г. – на 0,3% (ведомство представило эти оценки в конце декабря прошлого года, до этого Росстат фиксировал в 2017 г. рост в 1,7%, а по 2016 г. – даже рецессию в 0,2%).
Минэкономразвития на этой неделе признало, что ускорение экономического роста до рекордных за шесть лет темпов в 2,3% было неустойчивым и во многом обусловлено разовыми факторами. В 2019 г. министерство, как и прежде, ожидает замедления роста ВВП до 1,3%. ЦБ на прошлой неделе, комментируя сохранение ключевой ставки, также проигнорировал объявленный Росстатом рывок экономики. Регулятор сохраняет прогноз темпов роста ВВП на 2019 г. в 1,2–1,7%.
Министр экономического развития Максим Орешкин в интервью «Ведомостям» предостерег от «глобальных положительных выводов» из опубликованных Росстатом данных. На росте экономики сказалось увеличение добычи нефти после смягчения параметров сделки ОПЕК+, большой вклад внес финансовый сектор на фоне неустойчивого и опасного бума потребительского кредитования, а также краткосрочное ускорение роста запасов – все это разовые факторы, объяснял министр. Это однозначно не повышение долгосрочного потенциального роста, указывал Орешкин.