Вклад интернета в экономику России вырос на треть в 2023 году
Почти 94% от 16,4 трлн рублей пришлось на сегмент электронной коммерцииВклад интернета в экономику (ВВП) России вырос в 2023 г. на 35% до 16,4 трлн руб., заявил 13 декабря на пресс-конференции по итогам года директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников. Этот показатель учитывает совокупную выручку всех компаний, оказывающих услуги в интернете. По словам Гребенникова, на сегмент электронной коммерции из этой суммы пришлось 15,4 трлн руб. (94%). Этот сегмент также вырос на 35% по отношению к 2022 г.
По данным, которые привел Гребенников, в 2022 г. вклад интернет-компаний составлял 12,2 трлн руб. Тогда рост составлял 29% относительно показателей 2021 г.
Среди наиболее значительных сегментов интернет-экономики в АНО «Цифровая экономика» отметили ту же электронную коммерцию, а также инфраструктуру, интернет-рекламу и цифровой контент. В своих расчетах ассоциация полагается на данных по первым трем кварталам 2023 г., фактических данных за IV квартал аналитики пока не видели.
Основным драйвером роста рынка онлайн-торговли стал переход офлайн-ритейла в интернет, отметила главный аналитик РАЭК Мария Сайкина. Также эксперты фиксируют «ренессанс трансграничной торговли»: наладились логистические цепочки, порванные в 2022 г., пояснила Сайкина.
По данным РАЭК, потребители стали проявлять более активный интерес к российским товарам и собственным торговым маркам. Но несмотря на то, что объемы покупок в интернете не снизились, покупатели стараются выбирать более бюджетные товары, рассказала аналитик РАЭК.
Дальнейшую судьбу рынка определит то, в какой версии будет принят «закон о маркетплейсах», предполагающий ряд ограничений и запретов для электронных площадок, в частности, запрет на частые изменения в офертах продавцам и др., подчеркнула Сайкина.
Другим значимым сегментов стал рынок инфраструктуры, отметил Гребенников. По его словам, за весь 2023 г. он составит более 426,4 млрд руб. Это примерно на 42% выше, чем в 2022 г., добавил он. Среди основных трендов Сайкина отметила рост рынка облачных сервисов, нехватку серверных мощностей, а также повышенный спрос на решения по кибербезопасности и рост числа регистраций доменов в отечественных зонах.
Также в 2023 г. активно рос рынок интернет-рекламы и продвижения, продолжил Гребенников. По итогам года аналитики ожидают, что этот сегмент составит 474,8 млрд руб., рост составит 22% после сокращения рынка на 10% в 2022 г., добавил он.
По словам Сайкиной, в 2023 г. расходы на продвижение нарастили как российские компании, так и зарубежные, которые остались на отечественном рынке. Но уход крупных иностранных игроков привел к «обеднению» креатива, констатировала она. «Во многом креативные решения в рекламе до 2022 г. исходили от покинувших российский рынок крупных зарубежных компаний, а сейчас же в основном используются простейшие подходы к привлечению пользователей – заострение внимание на скидках, акциях и др.», – продолжила Сайкина.
Среди лидеров продвижения на российском рынке интернет-рекламы и маркетинга Сайкина упомянула крупные банки, интернет-компании и производителей электронной техники. Крупные маркетплейсы эксперт назвала одной из «точек роста с огромным потенциалом» в 2024 г. Она пояснила, что маркетплейсы являются основными стартовыми площадками для выходящих на рынок небольших компаний.
Также эксперты ожидают, что вступившее в силу в 2023 г. требование об обязательной маркировке интернет-рекламы приведет к росту ее стоимости на 5%, отметила главный аналитик РАЭК. По ее словам, этот рост будет связан с расходами на юристов и бухгалтеров, которые занимаются вопросами документов для маркировки. Это могут быть как штатные специалисты крупных компаний, так и небольшие компании на аутсорсе, которые за комиссию берут на себя обязанности по ведению документов по маркировке, объяснила Сайкина.
Значительным в 2023 г. был рост сегмента цифрового контента, отметил Гребенников: на 28% до 119,7 млрд руб. после сокращения на 39% в 2022 г. В то же время, исходя из данных, которые привел Гребенников, рынок цифрового контента по итогам 2023 г. будет меньше, чем в 2020 г., когда он составлял 123,4 млрд руб.
Трендом этого сегмента стали усилия крупных онлайн-площадок по привлечению пользователей эксклюзивным контентом, отметила Сайкина. В то же время, число пиратских площадок также растет, но конкретных цифр по ним эксперт не привела. Также она отметила, что пока 80% рынка онлайн-игр остается в серой зоне, и это будет одним из вызовов 2024 г., резюмировала она.
В своей оценке рынка электронной коммерции РАЭК, скорее всего, учитывает продажи не только материальных товаров, но и продажи путешествий, авиабилетов, так называемой е-HoReCa (цифровые услуги сегмента гостиничного и ресторанного бизнеса), общественного питания и т. п., отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Без учета этих направлений оценка рынка электронной коммерции за девять месяцев 2023 г. составила 5,5 трлн руб. утверждает эксперт. Он также отметил рост год к году объемов трансграничной торговли на 9,9% до 223 млрд руб.
Драйвером роста являются локальные маркетплейсы, доля которых на рынке online-продаж выросла на 11,6 п. п. почти до 60%. По прогнозу «Infoline-аналитики», в 2023 г. рост рынка онлайн-продаж составит не менее 44%, а емкость рынка превысит 8,2 трлн руб., резюмировал Бурмистров.
Схожих оценок придерживаются и в аналитической компании Data Insight. «Мы ожидаем, что российский рынок электронной торговли по итогам 2023 г. вырастет даже сильнее – более чем на 40%», – говорит партнер Data Insight Федор Вирин. По его словам, рынок интернет-торговли с учетом только классических продаж материальных товаров через интернет-магазины и маркетплейсы в 2023 г. может составить свыше 8 трлн руб. «»Трансгран», действительно, немножко оживился по сравнению с провальными вторым и третьим кварталами прошлого года, но все же вряд ли это можно назвать ренессансом: доля трансграничной торговли ужалась до единиц процентов от всего российского рынка e-сommerce и уже не вернется к прежним показателям», – считает Вирин.
Эксперт также отметил рост продаж товаров под собственными торговыми марками и товаров от российских производителей. Но это, по мнению Вирина, не столько сознательный выбор покупателей, «сколько естественный результат роста доли российских товаров в ассортименте».