Что Минфин включил в бюджет на 2023–2025 годы
Новым источником расходов станут повышенные пошлины на экспорт сырьяПравительство определилось с основными параметрами федерального бюджета на 2023 г. и плановый период 2024–2025 гг: проект главного финансового документа страны был одобрен на заседании в четверг, сообщил кабмин. Проект бюджета учитывает многие вызовы, в том числе связанные с антироссийскими санкциями, заявил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с правительством.
В текущем году бюджетные расходы составят 29 трлн руб. и будут оставаться на этом же уровне в ближайшие три года, следует из Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на следующую трехлетку (документ есть у «Ведомостей»). Доходы в этом году ожидаются в объеме 27,7 трлн руб. (в том числе нефтегазовые – 11,7 трлн), в 2023 г. – 26,1 трлн руб. (8,9 трлн), в 2024 г. – 27,2 трлн (8,7 трлн), в 2025 г. – 27,98 трлн (8,5 трлн). Таким образом дефицит бюджета в 2022 г. составит 1,3 трлн руб., или 0,9% ВВП, в 2023 г. – 2,9 трлн, 2% ВВП, в 2024 г. – 2,2 трлн, 1,4% ВВП, в 2025 г. – 1,3 трлн, 0,7% ВВП.
В ближайшую трехлетку ожидается поступление дополнительных доходов бюджета, в том числе из-за увеличения экспортной пошлины и НДПИ на природный газ, повышения налогообложения нефтяной отрасли, введения экспортной пошлины на удобрения и уголь, роста собираемости и улучшения администрирования акциза на табак, введения акциза на сладкие напитки, указано в документе. Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета на прогнозном горизонте в целом будут стабильны – на уровне порядка 11,3–11,5% ВВП.
Несмотря на внешние вызовы, достижение национальных целей развития страны остается ключевой задачей бюджетной политики, на решение которой в том числе направлено изменение структуры и повышение результативности расходов, указано в документе. Расходы на послание президента в 2022 г. планируются на уровне 2 трлн руб., в 2023 г. – 2,2 трлн, в 2024 г. – 2,4 трлн, в 2025 г. – 2,3 трлн. Финансирование нацпроектов ожидается в размере 3,2 трлн, в 2023 г. – 2,9 трлн, в 2024 г. – 2,96 трлн. Значительные ресурсы будут предусмотрены на восстановление дружественных территорий и укрепление национальной обороны, отмечается в документе. Конкретные суммы там не уточняются.
Внутренние заимствования, как и раньше, будут выступать основным источником покрытия дефицита бюджета. В условиях внешних ограничений внутренний долговой рынок фактически остается единственным источником привлечения заемных средств в значимых объемах, подчеркивает Минфин.
Проект Основных направлений Минфина, который был подготовлен весной, предполагал гораздо меньший размер дефицита бюджета в ближайшие два года: в 2023 г. – 1,6 трлн, или 1,1% ВВП (расходы оценивались в 26,4 трлн, доходы – 24,8 трлн), в 2024 г. – 1,4 трлн, или 0,9% ВВП (расходы – 26,8 трлн, доходы – 25,4 трлн). В 2025 г. он прогнозировался на уровне 1,4 трлн, или 0,8% ВВП (расходы – 27 трлн, доходы – 25,7 трлн).
Объем фонда национального благосостояния (ФНБ) на конец 2022 г. теперь ожидается на уровне 8,99 трлн руб., в 2023 г. – 6,3 трлн, в 2024 г. – 5,95 трлн, в 2025 г. – 6,6 трлн. Ранее объем фонда на конец текущего года ожидался на уровне 12,8 трлн руб., в 2023 г. – 11,8 трлн, в 2024 г. – 11,3 трлн, в 2025 г. – 11,4 трлн.
Минфин ждет исполнения консолидированных бюджетов регионов в 2022 г. с профицитом в 102,4 млрд руб., а в ближайшую трехлетку закладывает дефицит: в 2023 г. – на уровне 59,4 млрд, в 2024 г. – 53,1 млрд, в 2025 г. – 29,8 млрд. Ранее министерство прогнозировало более высокий профицит по итогам текущего года – на уровне 163 млрд руб., в 2023–2024 гг. – дефицит в 132,5 млрд руб. и 78,1 млрд руб. соответственно, а в 2025 г. возвращение к профициту – на уровне 6,8 млрд.
Минфин в то же время существенно улучшил оценки поступлений от дивидендов госкомпаний: в 2022 г. они прогнозируются в 850,1 млрд руб., в 2023 г. – 544,1 млрд, в 2024 г. – 845,2 млрд, в 2025 г. – 823,6 млрд. Ранее они ожидались в объеме 283,5 млрд руб. в 2022 г., 198,8 млрд – в 2023 г., 288,6 млрд – в 2024 г., 299,8 млрд – в 2025 г.