Минфин предложил ведомствам урезать утвержденные траты на 2023 год на 10%
Секвестр требуется для включения в бюджет новых расходов, но защищенных статей он не коснетсяМинфин сообщил ведомствам о сокращении на 10% так называемых незащищенных расходов бюджета на 2023 г. О том, что финансовое министерство довело через систему «Электронный бюджет» (один из ключевых цифровых инструментов бюджетного процесса) ассигнования на следующий год в урезанном по сравнению с законом о бюджете на 2022–2024 гг. объеме, «Ведомостям» рассказал близкий к правительству источник. Информацию подтвердил другой собеседник, тоже близкий к кабмину, а также два источника в отраслевых ведомствах. По словам собеседников, информацию Минфин довел до министерств еще в июне. Но это решение остается в силе, уточнил близкий к правительству источник.
Секвестр ради приоритетов
Такое решение не означает, что траты следующего года окажутся меньше, чем предполагалось в законе о бюджете на действующую трехлетку. В общей сложности расходы вырастут – как в номинальном, так и в реальном выражении, заверили оба источника, близкие к кабинету министров. Кроме этого, секвестр по защищенными статьям – пенсии, пособия, выплаты бюджетникам, медицина, – «разумеется, не планируется», заявил один из собеседников «Ведомостей». Другой источник, близкий к администрации президента, сообщил, что обсуждалась сумма расходов в 27 трлн руб.
Доведенные до главных распорядителей бюджетных средств ассигнования – это база для расчета нового бюджетного цикла, где должны быть учтены приоритетные направления поддержки экономики в условиях санкционного давления, напомнил представитель Минфина. «Проект федерального бюджета на предстоящую трехлетку пока формируется, параметры еще не утверждены. При этом важно отметить, что он будет учитывать все расходы на обозначенные задачи президента, а также на нормативные обязательства, например оплату труда и начисление на выплаты по оплате труда, дотации и субвенции бюджетам регионов», – подчеркнул собеседник.
Представители Минстроя, Минцифры и Минспорта также отметили, что процесс формирования бюджета еще не завершен. В Минэнерго вопросы переадресовали в Минфин. Представители Минтранса от комментариев отказались. В пресс-службах Минэкономразвития, Минпромторга, Минсельхоза, Минтруда, Минздрава, Минприроды, Минкультуры, Минобрнауки, Минпросвещения, МВД и Минобороны не ответили на запрос.
Источник, близкий к Министерству обороны, а также собеседник в одной из крупных оборонно-промышленных компаний сообщили, что о сокращении финансирования гособоронзаказа в сравнении с 2022 г. речи не идет. По словам источника, близкого к Минобороны, расходы на денежное содержание военнослужащих вырастут, поэтому и общие расходы на оборону должны в 2023 г. увеличиться.
Сложный бюджет
В августе на заседании рабочей группы правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на следующие три года министерства и ведомства просили увеличить расходы на 5 трлн руб. ежегодно, сообщал ранее представитель Минфина. Проект бюджета на 2023–2025 гг. формируется в принципиально новых экономических и финансовых условиях беспрецедентного санкционного давления и разрыва устоявшихся хозяйственных связей, отмечал тогда же министр финансов Антон Силуанов, слова которого приводила пресс-служба. «Перед страной стоят новые задачи, и нам надо ориентировать бюджетную политику на выполнение этих приоритетов. С одной стороны, нужно не нарушить макроэкономическую устойчивость, основанную на финансовой стабильности. С другой стороны, выполнить все взятые обязательства и обеспечить выполнение намеченных целей в экономике и в социальной сфере», – указывал он.
Летом Минфин предложил сократить расходы бюджета по госпрограммам и непрограммным направлениям в ближайшую трехлетку на 1,6 трлн руб., в частности на 2023 г. – на 557 млрд руб. («Ведомости» писали об этом в июле). Куратор госпрограммы должен будет сам определить, от каких трат отказаться, пояснял тогда представитель министерства. Решение призвано обеспечить приоритизацию расходов федерального бюджета и позволит сконцентрировать их на наиболее важных и актуальных направлениях, объяснял он.
Согласно действующему закону о бюджете Минфин планировал доходы в 2023 г. на уровне 25,5 трлн руб., расходы – 25,2 трлн, таким образом, профицит должен был составить 299 млрд (0,2% ВВП). В проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики (документ есть у «Ведомостей»), который был подготовлен весной, исполнение бюджета на 2023 г. закладывалось с дефицитом в размере 1,6 трлн руб., или 1,1% ВВП (доходы ожидались на уровне 24,8 трлн, расходы – 26,4 трлн). Окончательный вариант проекта бюджета правительство должно внести в Госдуму до конца сентября.
Минфин проводил сокращения по незащищенным статьям расходов на 10% в последний раз в пандемийном 2020 году для обеспечения сбалансированности бюджета на 2021–2023 гг. Тогда же было принято решение уменьшить финансирование госпрограммы вооружений на 5% и отказаться от индексации зарплат чиновников. В результате в 2021 г. было сэкономлено 927 млрд руб., в 2022 г. – 970 млрд, в 2023 г. – около 900 млрд.
Новые условия и приоритеты
Президент Владимир Путин в понедельник, 12 сентября, на совещании с правительством назвал безусловными приоритетами при подготовке проекта бюджета на следующую трехлетку реализацию национальных проектов в интересах граждан, формирование условий для структурной перестройки экономики, реализацию крупных технологичных проектов, развитие инфраструктуры в российских регионах, создание новых рабочих мест, а также сохранение макроэкономической стабильности и устойчивости. «Документ должен в полной мере отвечать и нашим приоритетам, и тем вызовам, с которыми мы сталкиваемся», – указал он.
Рост в следующем году расходов в общей сложности не может считаться компенсацией секвестра уже утвержденных трат, если такое решение действительно будет принято, отметил главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач. Есть риск приостановки уже начатых проектов, сложностей в расчетах с заказчиками и т. д., пояснил он. Причем даже если у отдельных ведомств образуются остатки по итогам года, они уже не смогут направить их на продолжение финансирования расходов, по которым был проведен секвестр, напомнил он.
Решения о такого рода приоритизации бюджетных трат принимаются не впервые, продолжил Клепач. Это создает высокую неопределенность, частично ограничивает долгосрочное планирование для ведомств.
Предыдущие секвестры федерального бюджета проводились в 2016 и 2020 гг., напомнила заместитель руководителя направления «Бюджетная политика» ЦСР Юлия Герасимова. В 2016 г. в связи с затяжным падением цен на нефть был объявлен 10%-ный секвестр всех государственных программ, однако в связи с восстановлением доходов к концу года по отчету за год расходы превысили первоначальный уровень плана на 2%, отметила эксперт. Секвестирование обычно затрагивает расходы, связанные с госуправлением, и капитальные расходы, однако принципы сокращения в 2023 г., скорее всего, сложатся несколько иначе, полагает Герасимова. Предположительно, оно будет проводиться больше по мероприятиям, чем по экономической классификации, считает она.
В приоритете будут расходы на масштабную перестройку экономики в условиях необходимости развивать собственное производство в критических отраслях для достижения экономического суверенитета, полагает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Расходы на менее приоритетные проекты, вероятно, будут сокращаться, добавил он.
Расходы бюджета в этом году могут составить 27,8 трлн руб., а в 2023 г. они будут чуть более сжатыми – приблизительно на 1,5 трлн ниже, полагает главный экономист «БКС мир инвестиций» Наталья Лаврова. Во многом такое снижение будет объясняться неясными перспективами в доходной части, добавила она. Необходимость жить в новой бюджетной реальности с ограниченными нефтегазовыми поступлениями может заставить пересмотреть и расходы – маловероятно, что власти захотят находиться в состоянии расширяющегося дефицита одновременно с ростом внешних рисков, заключила эксперт. Расходы бюджета в 2023 г. могут составить 27 трлн руб., а дефицит – 3,7 трлн руб., прогнозирует Васильев. Финансироваться он будет в основном за счет средств ФНБ, остатков Минфина в банках и ОФЗ, добавил эксперт.