Кто будет курировать льготный режим для крупных инвесторов после его перезапуска
Соглашения о защите вложений поставят под контроль Минэка, Минфина, ВЭБа и регионовКрупные инвесторы после полуторагодичной паузы снова смогут заключать соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) – этот механизм гарантирует неизменность налоговых условий и возмещение затрат на инфраструктуру. Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новые правила заключения СЗПК, говорится в сообщении правительства.
Бизнес получил возможность заключать соглашения в октябре 2020 г. после принятия закона о СЗПК. При этом с апреля прошлого года механизм не работает из-за окончания действия временных правил заключения соглашений и срыва сроков запуска информационной платформы – ГИС «Капиталовложения». Как писали «Ведомости», новые проекты изменений в закон и правила заключения обсуждались в правительстве под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова с осени прошлого года. Пока механизм был заморожен, в Минэкономразвития сменился куратор реформы – замминистра Андрей Иванов ушел с поста в феврале 2022 г., на его место пришел Мурат Керефов из Национального банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного ГУ ЦБ. Также было расформировано Агентство инвестиционного развития (АНО «АИР»), которое было уполномоченной организацией по сопровождению проектов.
Новые правила заключения СЗПК (документ есть у «Ведомостей») наделяют Минэкономразвития статусом уполномоченного федерального органа власти, который от имени России подписывает соглашения, а госкорпорацию ВЭБ.РФ – статусом организации, уполномоченной на сопровождение процессов заключения СЗПК, мониторинг исполнения условий по ним и этапов реализации проектов. До 30 декабря 2022 г. Минэкономразвития должно заключить соглашение с ВЭБом, говорится в документе. Также правила утверждают рекомендации Минфина по оценке инвестпроекта на предмет эффективного использования бюджетных средств. В течение 30 рабочих дней субъекты должны утвердить порядок заключения региональных СЗПК и мониторинг исполнения условий.
В документе отдельно прописаны особенности рассмотрения заявлений, поданных до 1 апреля 2021 г. Минэкономразвития должно отправить инвесторам уведомления о предоставлении заявления и документов на проект по новым правилам (например, новая форма соглашения о налоговом мониторинге), у бизнеса будет время до 1 апреля 2023 г., чтобы подать бумаги по форме. Также правила описывают алгоритм рассмотрения заявления ВЭБ.РФ и Минэкономразвития и порядок получения заключения субъекта на инвестиционный проект. По ранее заключенным СЗПК условия не меняются, пояснил «Ведомостям» представитель министерства. По 70 новым заявкам, поданным до 1 апреля, будут действовать послабления, для них не потребуются, например, новые разрешения на строительство и прочие документы, добавил он. Подписание новых проектов станет возможно после заключения соглашения между Минэкономразвития и ВЭБом, пояснил он.
СЗПК заключается в форме электронного документа через ГИС «Капиталовложения», говорится в документе. Работа над ней еще не закончена, разработкой занимается ФНС, поясняет представитель Минэкономразвития. Уже готова первая очередь, которая позволяет подписывать соглашения в электронной форме. В дальнейшем ГИС свяжут с основными информационными системами – на базе «Капиталовложений» организуют реестр проектов СЗПК, мониторинг их реализации, возмещение затрат и предоставление налоговых вычетов.
Поправки разработали с учетом правоприменительной практики по ранее заключенным 36 соглашениям на сумму инвестиций 1,3 трлн руб., отметил представитель министерства.
Перезапуск механизма вошел в перечень мер поддержки экономики в условиях санкций, говорил в мае Мишустин. Летом были приняты поправки в закон о СЗПК и изменения в Налоговый кодекс (НК), которые повышают порог по инвестициям для подписания соглашений и уточняют условия предоставления налоговых вычетов для бизнеса.
Преимущества СЗПК
Стабилизационная оговорка: в отношении инвестиционного проекта не применяются акты, ухудшающие условия его реализации по сравнению с условиями, определенными на момент заключения СЗПК.
Инвестору возмещается до 100% затрат на создание, реконструкцию или модернизацию объектов сопутствующей инфраструктуры, а также на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным для их создания.
Инвестору возмещается до 50% затрат на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры, на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным для их создания, а также для создания основного объекта проекта, если уплата таких процентов была осуществлена на инвестиционной стадии.
Минимальный размер инвестиций повышен для проектов в области здравоохранения, образования, культуры и спорта до 750 млн руб., для пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, цифровой экономики – до 1,5 млрд руб., для обработки и транспорта – до 4,5 млрд руб., в остальных сферах – до 10 млрд руб. Если стороной СЗПК является субъект Российской Федерации, то минимальный порог инвестиций – 200 млн руб. При этом теперь в стоимости проекта будут учитываться не только собственные, но и заемные средства. Также компании, которые реализуют проекты СЗПК, будут избавлены от камеральных проверок взамен налогового мониторинга, который дает ФНС доступ к бухгалтерии компании. Кроме того, субъектам предоставили право подготовки заключений на инвестиционные проекты с оценкой их воздействия на региональную экономику. Срок стабилизации условий (налоги и законодательные изменения) можно будет продлить, если инвестор не в состоянии выполнить обязательства по не зависящим от него причинам.
Стабилизация неопределенности
По мере адаптации экономики к новым реалиям бизнес по-прежнему будет заинтересован в применении механизма СЗПК, поскольку он дает ряд преимуществ, среди которых, в частности, стабилизационная, или «дедушкина», оговорка, считает заместитель директора центра регуляторной политики ЦСР Билал Курбанов. В действующих условиях СЗПК должны оказаться одним из средств поддержания инвестиционной активности, поскольку позволяют за счет мер государственной поддержки снизить состояние неопределенности для инвесторов, считает глава практики инфраструктуры и ГЧП юрфирмы Better Chance Александр Долгов. При этом, по его словам, механизм все еще требует доработок – в частности, необходимо полноценное внедрение ГИС «Капиталовложения». До окончательного запуска информационной системы механизм СЗПК нельзя будет считать в полной мере завершенным, подчеркивает он.
Возможность учитывать кредиты в качестве инвестиции приблизила механизм СЗПК к реалиям бизнеса, так как более 70% крупных проектов финансируется заемным капиталом, отмечает партнер департамента налогового и юридического консультирования Kept Алиса Мелконян. Таким образом, больше инвесторов смогут воспользоваться механизмом. «Учитывая, что его основное призвание – стимулировать инфраструктурную составляющую инвестпроекта (транспортную, энергетическую, коммунальную), бенефициарами данного решения в долгосрочной перспективе будут как частные инвесторы, так и государство», – отмечает она.
СЗПК – это уникальный инструмент, который дает инвесторам гарантии стабильного развития в российской юрисдикции, отмечает генеральный директор «Агентства защиты инвестиций» Сергей Рыбаков. По его словам, анализ инвестиционных проектов показывает, что возмещение затрат может составлять около 15% от общего CAPEX проекта. При этом, по его словам, сейчас нет понимания, как 36 СЗПК первой волны могут реализовать свое право на применение налоговых вычетов. Связанные с СЗПК поправки в НК устанавливают, что возможность их применения допускается только в отношении федеральных соглашений, которые заключены после 1 июня 2022 г., указывает эксперт.
Серьезным усложнением режима является введенное право вето региона при заключении СЗПК, считает Мелконян, так как проекты-претенденты рассматриваются регионами на предмет эффективного использования бюджетных средств.