Минпромторг предложил обнулить налог на прибыль и вдвое снизить страховые взносы для проектов импортозамещения
Стимулировать приобретение продукции планируется через субсидирование закупок и госзаказМинпромторг по поручению президента подготовил предложения по поддержке промышленных кластеров, главная цель которых – импортозамещение технологически сложной продукции. Среди них – обнуление налога на прибыль, снижение ставки страховых взносов до 7,6% и льготные кредиты. Это следует из документа Минпромторга с перечнем мер от 22 августа (есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил близкий к правительству источник).
Кроме этого ведомство хочет гарантировать закупку произведенной продукции с помощью механизма специнвестконтрактов (СПИК, в нынешней редакции режим предполагает, с одной стороны, заморозку фискальных условий для инвестора, с другой – возможность получить статус единственного поставщика на госзакупках). Проекты нормативных правовых актов сейчас проходят процедуру межведомственного согласования, после чего планируется их утверждение и вступление в силу в срок не позднее 1 января 2023 г., говорится в документе.
Новые условия работы промышленных кластеров президент России Владимир Путин анонсировал на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в июне. Глава государства отмечал, что кластеры должны получить доступ к долгосрочному льготному кредитованию, резидентам также был обещан низкий уровень налогов и страховых взносов. Кроме того, компании смогут рассчитывать на поддержку производства на ранней стадии, упрощенное администрирование, включая послабления с проверками. По словам Путина, самое важное – создать гарантированный долгосрочный спрос на инновационную продукцию, которая выходит на рынок.
Как поддержат импортозамещение
Минпромторг предлагает обнулить ставку налога на прибыль от реализации проекта по импортозамещению и на семь лет снизить страховые взносы для работников до 7,6%. Для этого ведомство подготовило изменения в ст. 284 и 427 ч. 2 Налогового кодекса. Указывается, что льготы коснутся только импортозамещающих проектов, т. е. предполагается раздельный учет доходов и расходов по направлениям деятельности.
Гарантировать закупки импортозамещенной продукции Минпромторг планирует с помощью механизма СПИК. На его платформе ведомство хочет обеспечивать долгосрочную закупку промышленной продукции. Сейчас СПИКи заключаются между инвестором в технологически значимые проекты и государством. Первый предоставляет обязательства создать производство и обеспечить определенную степень локализации. В обмен государство гарантирует инвестору неизменность условий ведения бизнеса, ряд льгот, а также возможность получить статус единственного поставщика на госзакупках. Контракты популярны, например, среди фармпроизводителей, в автопроме и т. д.
В числе других предложений Минпромторга – возмещение покупателям до 50% затрат на приобретение пилотных партий продукции промышленных кластеров, следует из перечня мер. Это нужно для поддержки реализации стартовых объемов производимой в промышленных кластерах продукции, в том числе за счет субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на ее покупку.
Помимо этого ведомство предлагает ввести мораторий на налоговые проверки на один год, а затем в течение 2–3 лет с начала работы перевести их в режим налогового мониторинга. Также предлагается отменить плановые, камеральные и выездные таможенные проверки, при этом ФТС сможет в качестве эксперимента проводить дистанционный мониторинг сведений из систем учета товаров.
Минпромторг также разрабатывает новый механизм льготного кредитования предприятий обрабатывающей промышленности, говорится в документе. Займы будут выдаваться на проекты по производству критической продукции по ставке 90% от «ключа», остальную часть процентов правительство будет субсидировать банкам. Срок кредита – не более 10 лет.
Сейчас в реестр Минпромторга включено 48 промышленных кластеров. Согласно требованиям, которые прописаны в постановлении правительства № 779, в кластере должно быть не менее 10 предприятий, которые могут располагаться как в одном, так и в разных субъектах России. При этом важное условие – наличие между ними кооперационных связей и выпуск конечной продукции. Участники кластеров, включенных в реестр Минпромторга, могут претендовать на возмещение части затрат при реализации совместных проектов.
Замминистра промышленности и торговли Алексей Беспрозванных на межрегиональном кластерном форуме «От импортозамещения к импортоопережению: новые общесистемные меры» 29 августа заявил, что Минпромторг подготовил и направил в правительство предложения по льготному режиму с учетом обсуждения с членами Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России. Механизм поддержки промкластеров Минпромторг реализует с 2016 г., добавил Беспрозванных: за это время было поддержано 16 совместных кластерных проектов, общий объем субсидии составил 3,3 млрд руб.
В режиме кооперации
Предложения имеют фундаментальный характер и направлены на создание широкой линейки льгот и преференций для участников промышленных кластеров, считает директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко. Теперь бизнес сможет получить налоговые льготы, кредиты со сниженной процентной ставкой, субсидии на покупку пилотной партии импортозамещающей продукции, освобождение от части надзорных проверок – это все соответствует анонсированным президентом мерам поддержки. «В течение нескольких недель после заявления о новом режиме промышленных кластеров мы получили обратную связь от более чем 50 организаций. Каждый спешил озвучить свои предложения, и многие из них действительно были услышаны нашими коллегами из Минпромторга и приняты в работу», – говорит Шпиленко.
Предлагаемые меры будут способствовать развитию кластеров, что должно благоприятно сказаться на отечественной промышленности в целом, считает партнер, глава практики инфраструктуры и ГЧП Better Chance Александр Долгов. Но сами по себе они вряд ли могут обеспечить резкий рост промпроизводства в России, полагает эксперт: возможная нехватка зарубежных технологий и материалов могут стать основными препятствиями для развития отрасли, которые преодолеть будет крайне затруднительно. Кроме того, возникнут сложности с импортом вновь появляющихся технологий. При этом благодаря поддержке отечественные компании смогут увеличить объем внутреннего производства, а реализация новых проектов может приводить и к технологическому развитию, подчеркивает Долгов.
Любые действия по поддержке производства полезны, в том числе и меры стимулирования развития промкластеров, считает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Вячеслав Чеглов. Эти меры позволят развиваться крупным производствам, выстраивать технологические цепочки, избавляться от импортозависимости, считает эксперт.
Система поддержки охватывает разные стадии жизненного цикла создания и производства высокотехнологичной продукции, отмечает руководитель центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Наметкин. Режим СПИК и льготное кредитование поддержат инвестиционные проекты на начальной стадии, а снижение фискальной нагрузки, компенсация затрат на приобретение пилотных партий продукции – на этапе производства и масштабирования выпуска, добавляет эксперт.
Акцент на поддержке кластеров в целом логичен для импортозамещения высокотехнологичной продукции для широкого спектра отраслей, говорит Наметкин. Это обеспечивается за счет самой структуры промкластера – его формируют крупные производители и другие субъекты промышленной инфраструктуры (в том числе университеты, инжиниринговые центры, лаборатории), т. е. участники дополняют друг друга и объединяют усилия на всех этапах создания и производства, подчеркивает Наметкин.
Меры скорее помогут крупному сектору, а для настоящего скачка в промышленности нужно развитие малого и среднего бизнеса, полагает Чеглов: только тогда возможно реальное импортозамещение.
Срок окупаемости инвестиций для участников кластеров благодаря предлагаемым мерам должен существенно сократиться за счет снижения затрат, говорит Долгов. Вместе с тем конкретные значения будут зависеть непосредственно от показателей того или иного проекта. Получение прибыли компаниями технологического сегмента сложно спрогнозировать, считает Чеглов: но ожидать ее ранее трех лет в сегодняшних условиях вряд ли стоит. Предлагаемый комплекс мер позволит сократить период окупаемости инвестпроектов, считает Наметкин. Это во многом будет возможно из-за удешевления займов: если средневзвешенная ставка по кредитам сроком свыше одного года во II квартале составляла около 10% для предприятий обрабатывающей промышленности, то новая льготная программа для них предполагает ставку не выше 7%.
Представитель Минпромторга подтвердил подготовку предложений. Ориентировочный срок внесения законопроектов в правительство – сентябрь-октябрь 2022 г., добавил он. Законопроект о налоговых льготах планируется внести в Госдуму в IV квартале 2022 г. Представители Минфина и Минэкономразвития перенаправили вопросы в Минпромторг, ФТС – в Минфин. В ФНС не ответили на запрос.