ЦСР предлагает ввести отдельное регулирование для NFT

Но сначала надо изменить статью о цифровых правах Гражданского кодекса
ЦСР рекомендует ввести отдельное регулирование невзаимозаменяемых токенов (NFT), так как в действующем российском законодательстве нет ни четкого определения, ни подходящих правовых режимов
ЦСР рекомендует ввести отдельное регулирование невзаимозаменяемых токенов (NFT), так как в действующем российском законодательстве нет ни четкого определения, ни подходящих правовых режимов / Freepik

Центр стратегических разработок (ЦСР) предлагает ввести особое регулирование невзаимозаменяемых токенов (NFT), а также специальное регулирование лиц, обеспечивающих синхронность и непротиворечивость перехода токенизированных вещных прав и записей в блокчейне, в котором соответствующие права учитываются. Об этом говорится в докладе центра «Виртуальные активы: NFT и виртуальные предметы в компьютерных играх и метавселенных» (есть у «Ведомостей»). Но конкретные предложения по регулированию ЦСР в документе не приводит.

В Банк России такой доклад не поступал, сказал «Ведомостям» представитель регулятора. Но вопросы регулирования отдельных видов NFT могут быть решены в рамках закона об инвестиционных платформах, добавил он: эти вопросы ЦБ планирует в ближайшее время проработать с участниками финансового рынка.

Важно учитывать позиции бизнеса и экспертного сообщества при разработке законодательных инициатив, согласен директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Анатолий Дюбанов. Поэтому в июле 2022 г. министерство поддержало предложение ЦСР и фонда «Сколково» по разработке необходимых для развития отрасли нормативных актов, говорит он: в данный момент идет обсуждение инициативы с Минфином и ЦБ. Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

NFT – это криптоактивы, которые могут быть любым уникальным объектом гражданских прав – от отдельных прав требований до вещей и правовой позиции (в смысле принадлежности правового титула) в отношении цифровых арт-объектов, говорится в докладе.

Контуры понятия NFT и его правовой режим до сих пор не очевидны, отмечает ЦСР. Поэтому в первую очередь необходимо внести изменения в статью о цифровых правах Гражданского кодекса (ГК) и указать там, что понятие цифровых прав может охватывать токены, которые не предусмотрены в законе. По мнению авторов доклада, это позволит без изменения общей статьи об объектах гражданских прав подчеркнуть допустимость выпуска и обращения NFT.

В пользу необходимости регулирования NFT говорит то, что сейчас распространены его некорректные квалификации, в том числе со стороны государственных органов, отмечает руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов: в недавнем законопроекте NFT предлагалось отнести к результатам интеллектуальной деятельности, а также встречается позиция, что NFT является произведением. Игнорирование разных видов NFT может привести к некорректной практике, заключает эксперт.

В середине июля Минэкономразвития прорабатывал регулирование рынка NFT и предлагал внести изменения в ГК и закон «О цифровых финансовых активах» (закон о ЦФА), писал «Коммерсантъ». Министерство предлагало установить правовой статус NFT, прояснить возможность выпуска токена, его регулирование и обращение, защиту приобретателей токенов от повторного выпуска и иные вопросы. В конце весны депутаты партии «Новые люди» также предлагали распространить на невзаимозаменяемые токены законодательство по охране интеллектуальной собственности.

Оптимальное регулирование

ЦСР отмечает, что правовая квалификация невзаимозаменямых токенов может зависеть от их разновидности. Сейчас законодательно NFT можно приравнять к криптовалютам, к цифровым активам, к иному имуществу, к относительным имущественным правам, к цифровым правам, к интеллектуальной собственности, к объектам для инвестиций и проч. Все эти определения в полной мере не описывают NFT, а накладывают на него ограничения, говорится в докладе. Например, распространение на NFT норм о цифровой валюте повлечет за собой необоснованное ограничение их оборота, никак не обусловленное порождаемыми ими рисками.

В то же время законы о ЦФА и инвестиционных платформах могут применяться к NFT в случае размещения долей в правовом титуле на токенизированный невзаимозаменяемый объект среди множества лиц, отмечается в докладе. Также эти законы могут применяться, когда формально уникальные токены с точки зрения оборота представляют собой взаимозаменяемые токены. Если речь идет о коллективном инвестировании в NFT, то может применяться законодательство о паевых инвестиционных фондах, отмечается в документе.

Даже если NFT можно дать адекватную квалификацию по действующему законодательству, многие с такой квалификацией не согласятся, пока это не будет прописано в законе, отмечает Башкатов: нужна правовая определенность. Поэтому ЦСР предлагает ввести особое регулирование токенизированных вещных прав. Опционально, по словам авторов доклада, можно ввести фигуру агента, который функционально был бы подобен эксроу-агенту. Он бы следил за сохранностью токенизированных вещей и обеспечивал бы тем самым синхронизацию внесения изменений в блокчейне с переходом вещных прав.

NFT в метавселенных

Другая часть доклада посвящена виртуальным предметам в компьютерных играх и метавселенных модели play-to-earn. По словам авторов доклада, существующие правовые нормы в достаточной мере регулируют правовой режим виртуальных предметов и также вполне актуальны для виртуальных предметов в метавселенных.

Проблема гражданско-правового режима NFT появляется, по мнению авторов доклада, если виртуальные предметы можно приобретать у разработчика игры за реальные деньги или криптовалюты, если можно возмездно передавать виртуальные предметы другим пользователям на специальных торговых площадках, которые могут поддерживаться, а могут и не поддерживаться разработчиком игры.

Поэтому лучший вариант, по мнению ЦСР, в новом регулировании прямо указать на недопустимость недобросовестного изменения игры разработчиком, а также ввести специальное регулирование лутбоксов (виртуальный предмет в компьютерных играх, при использовании которого игрок получает случайные виртуальные предметы различной ценности и назначения, называемые добычей), распространив на них в ряде случаев законодательство об азартных играх. Еще авторы доклада предлагают закрепить возможность судебной защиты прав из компьютерных игр, ссылаясь на нормы об играх и пари.

Налогообложение

Вопрос налогообложения в уже устоявшейся российской практике тоже неоднозначный, отмечает ЦСР. При классификации NFT в соответствии с ГК как иного имущества, для целей Налогового кодекса токены будут признаваться имуществом и, соответственно, товарами, поэтому они не будут облагаться налогом при покупке и майнинге. Но в то же время в части НДС без наличия специальных положений в Налоговом кодексе реализация NFT, вероятно, будет подлежать налогообложению НДС, если местом реализации будет являться Россия, полагает ЦСР.

В части налогообложения купли-продажи виртуальных предметов в компьютерных играх, в соответствии со сложившейся в России практикой, признаются доходами по лицензионному договору, отмечается в докладе. Несмотря на то что практика сфокусирована вокруг вопросов косвенного налогообложения, ЦСР полагает, что и для целей прямых налогов данная квалификация также релевантна.

Вместе с тем в докладе говорится, что налоговая трактовка сделок с внутриигровыми предметами сложно поддается универсализации, так как напрямую зависит от структуры и содержания договоров между правообладателем и игроком, которые в каждом конкретном случае могут отличаться.

Нет конкретики

Доклад ЦСР – это первый шаг в сторону создания правовой основы для обращения невзаимозаменяемых токенов в России, считает Дюбанов. По его словам, регулирование обращения NFT позволит создать правовую базу для закрепления юридически значимых прав владения цифровым продуктом.

Что такое NFT

NFT (non-fungible token – невзаимозаменяемые токены) появились в 2017 г. и были основаны на технологии блокчейн, отличаясь от других токенов тем, что не подлежали взаимообмену, в отличие, например, от криптовалюты. NFT-токены уникальны и создаются под конкретный цифровой объект: картину, ценную бумагу, билеты на мероприятия или предметы в компьютерной игре.

Исследование ЦСР может стать хорошей отправной точкой для начала путешествия в мир NFT и метавселенных, но с практической точки зрения сложно сказать, что именно можно было бы почерпнуть из отчета, говорит партнер D&A Partners Екатерина Смирнова. С одной стороны, доклад очень подробный, но в то же время отчет не исследует конкретные законные механизмы введения и использования NFT в обороте, поясняет она: данных много, они интересные, но не хватает конкретных пользовательских решений.

На данный момент не существует единой позиции о том, что такое NFT, говорит юрист Legal Matters Юрий Тимшин. Поэтому законодателю следует начать с определения правовой природы NFT, после чего будет возможно определить и правовой режим, советует эксперт. Предложение ЦСР внести изменения в статью о цифровых правах ГК юрист поддерживает, но уточняет: чтобы конкретные токены входили в цифровые права, соответствующие токены надлежит закреплять в нормативных актах.

Тимшин поддерживает и идею ввести отдельное регулирование для NFC, а также ввести специальное регулирование лиц, обеспечивающих синхронность и непротиворечивость перехода токенизированных вещных прав и записей в блокчейне. По его словам, в обозримом будущем это позволит собственникам NFT защитить свои права.

Технология NFT постепенно входит в гражданский оборот между субъектами, что в скором времени потребует соответствующего законодательного регулирования, подытожил Тимшин.