ЦСР предлагает приравнять цифровые права к ценным бумагам
Но это закроет лишь часть пробелов в нынешнем регулировании цифровых прав, которое требует серьезной проработкиЦентр стратегических разработок (ЦСР) предлагает распространить законодательство о ценных бумагах на цифровые права (токены), следует из его доклада «Виртуальные активы: токенизация и эмиссия токенов», с которым ознакомились «Ведомости». ЦСР соотнес криптоактивы с традиционными финансовыми инструментами, ценными бумагами, и сделал вывод, что многие токены следует рассматривать не как принципиально новую сущность, а как особый способ учета ценных бумаг – посредством блокчейна, пояснил руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов.
Представитель ЦБ не прокомментировал предложения ЦСР по существу, но сообщил, что регулятор прорабатывает с участниками рынка вопросы, связанные с развитием рынка цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав.
Цифровые права в общем смысле отражают наличие у их владельца права требования поставки товаров, оказания услуг, права участия (голосования, участия в распределении прибыли и ликвидационного остатка), денежных прав требования и т. д. Довольно часто встречается их разделение на цифровые финансовые активы (ЦФА; инвестиционные токены) и утилитарные цифровые права (утилитарные токены) в контексте рынка капиталов, говорится в докладе ЦСР.
Российское законодательство о ЦФА разделяет эти понятия. Утилитарные цифровые права удостоверяют права на получение какого-либо товара или услуги. Эти товары или услуги, как правило, имеют цифровой характер, но это не является обязательным условием.
ЦФА признаются четыре вида цифровых прав: денежные требования к эмитенту, права участия в капитале непубличного акционерного общества, права по эмиссионным ценным бумагам, включая требования их передачи. При этом ЦФА могут быть «гибридными», обеспеченными одновременно несколькими активами: денежными требованиями, ценными бумагами, товарами, услугами и т. д. ЦФА имеют технические свойства криптовалют: учитываются токенами в блокчейн-сети, но экономически за ними стоят обязательства и эмитент. ЦФА могут быть, например, облигации – обязательства заемщика платить купон, металлы – обязательства доставить металл владельцу токена, обязательства получения дохода от метра коммерческой недвижимости, дебиторская задолженность и др.
Кто выпускает ЦФА
Одно из преимуществ ЦФА – скорость, с помощью этого инструмента можно быстро токенизировать активы и привлекать под них финансирование, говорил руководитель аналитического отдела «Финтеха» Никита Ломов. ЦБ зарегистрировал три платформы, которые могут выпускать ЦФА: Atomyze, одним из инвесторов которой является «Интеррос» Владимира Потанина, Сбербанк и финтех-компанию Lighthouse. Но они имеют право только выпускать ЦФА в обращение – обеспечивать заключение сделок с цифровыми активами (покупка, продажа, погашение) могут компании из реестра операторов обмена, который ведет ЦБ, а он пока пуст.
В докладе ЦСР отмечается, что в российском праве регулирование токенов определено в узком значении – как криптоактивы, фиксирующие имущественное право. Эта норма закреплена в Гражданском кодексе. При этом закон о ЦФА и инвестиционных платформах не вносит никакого нового гражданско-правового регулирования.
Приравнивание токенов к ценным бумагам необходимо участникам гражданского оборота, которые будут приобретать токены, говорится в докладе: во многих случаях они рассчитывают на тот же правовой механизм, который дает институт ценных бумаг. В этом случае блокчейн, как и обычный электронный реестр, может хранить данные с принадлежностью имущества тому или иному лицу. А слово «токен» может означать лишь особый правовой режим имущественных прав, которые учитываются посредством блокчейна. Токенизация прав при таком подходе – подчинение таких имущественных прав правовому режиму, подобному ценным бумагам, отмечается в докладе.
Сейчас в российском законодательстве есть понятие токена и описание прав, которые появляются у его приобретателя, но вместе с тем там имеются пробелы относительно регулирования токенов/цифровых активов, отмечает адвокат, партнер юридической компании a.t.Legal Павел Ганин. До сих пор не существует четкого определения их правового режима, так как данный вид «денежных активов» не имеет номинальной стоимости, эмиссионного центра, правовых гарантий. Кроме того, нет понимания того, как государство будет оценивать передачу токенов в качестве окончательного платежа в рамках гражданско-правовых отношений, как регулировать эмиссию таких токенов и обеспечить защиту прав потребителей, рассказал он. Предложения ЦСР закрывают эти пробелы лишь частично и вопрос регулирования цифровых активов еще требует очень глубокой проработки, считает Ганин.
Юрист согласен, что во многих случаях токены имеют функции, схожие с ценными бумагами: фиксируют наличие и содержание права, обеспечивают его передачу в привязке к носителю, на котором оно закреплено. Но из-за пробелов в законе остается открытым вопрос, можно ли приравнять токены к ценным бумагам в том виде, в каком они закреплены в действующем законодательстве, либо существует необходимость признания их в качестве самостоятельного объекта гражданских прав, отметил Ганин.
В части схожести некоторых видов цифровых активов с ценными бумагами следует поддержать предложение ЦСР, согласна партнер D&A Partners Екатерина Смирнова. Но в российском законодательстве действует принцип легалитета ценной бумаги – ею может быть только тот объект права, который прямо назван ценной бумагой в законе. Распространение режима ценной бумаги на цифровые права потребует изменения целого ряда законодательных актов, говорит Смирнова, тогда как не каждый цифровой актив может быть ценной бумагой.
Распространение режима ценных бумаг на все ЦФА может только усложнить их выпуск, считает блокчейн-юрист Михаил Успенский. С ним согласен руководитель группы структурирования и налоговых решений в финансовом секторе Kept (бывшая KPMG) Михаил Клементьев: распространение на эмиссию токенов тех же требований, что и к эмиссии ценных бумаг, может создать препятствия для использования этого финансового инструмента компаниями (в том числе в части привлечения ими финансирования для своих проектов) и нивелировать преимущества самих ЦФА. С другой стороны, более жесткое регулирование выпуска токенов, экономическая природа которых идентична ценным бумагам, будет способствовать защите прав инвесторов, поэтому необходимо соблюсти баланс между этими двумя факторами, считает он.