Минпромторг предложил временно отменить уголовную ответственность за оборот товаров без маркировки

В 2020 году за нарушения правил идентификации товаров было возбуждено около 700 дел
Ввести мораторий на уголовную ответственность за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров планируется временно – до 1 января 2023 г. – в качестве дополнительной меры поддержки участников рынка в условиях санкций
Ввести мораторий на уголовную ответственность за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров планируется временно – до 1 января 2023 г. – в качестве дополнительной меры поддержки участников рынка в условиях санкций / Максим Стулов / Ведомости

Минпромторг предлагает ввести мораторий на уголовную ответственность за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров. Приостановить норму планируется временно – до 1 января 2023 г. – в качестве дополнительной меры поддержки участников рынка в условиях санкций. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель Минпромторга.

Инициатива распространяется на ч. 1–4 ст. 171.1 Уголовного кодекса, которые предусматривают уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров без маркировки, добавил собеседник. При этом, по его словам, под мораторий не подпадут ч. 5 и 6, которые связаны с нелегальным оборотом алкогольной и табачной продукции.

За отсутствие обязательной маркировки или ее подделку, если преступление совершено в крупном размере (на сумму более 100 000 руб.), предусмотрен штраф до 300 000 руб. (а если это продовольственный товар, то до 400 000 руб.), принудительные работы или лишение свободы до трех лет. За деяния, совершенные в особо крупном размере (более 1 млн руб.), – штраф до 500 000 руб. (и до 700 000 руб. для продовольствия), принудительные работы или лишение свободы на срок до шести лет.

В случае если выбрана мера пресечения в виде лишения свободы, то штраф все равно взыскивается – от 80 000 до 1 млн руб. или в размере заработной платы за назначенный период.

Что подлежит маркировке

Обязательной маркировке подлежат лекарства, парфюмерия, сигареты, обувь, шины, фотоаппараты, изделия из кожи и меха, а также ряд других товаров легкой промышленности. С прошлого года была введена обязательная маркировка некоторых товаров продовольствия: молочной продукции (для производителей сыра и мороженого и другой молочки со сроком хранения более 40 суток) и бутилированной воды. Также проводится эксперимент по маркировке пива, сидра и ряда других товаров. Сведения о ней заносят в национальную систему «Честный знак», оператором которой является ЦРПТ. Крепкая алкогольная продукция маркируется акцизными марками и фиксируется в другой системе – ЕГАИС, ответственно за которую Росалкогольрегулирование (подведомственно Минфину).

Минэкономразвития находится в диалоге с Минпромторгом и компаниями по данному вопросу, сообщил представитель Минэка: «Вырабатываем подходы, финальная конфигурация еще формируется». В Минсельхозе на вопрос о предложении Минпромторга заявили, что поддерживают инициативы, направленные на снижение нагрузки на производителей продукции АПК. Представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; совместное предприятие USM Holdings Алишера Усманова, «Ростеха» и «Элвис-плюс групп» Александра Галицкого), который является оператором системы маркировки, не ответил на запрос.

Споры закончились

Правительство также рассматривало вариант приостановки действия нормы об административной ответственности за нарушение требований маркировки до конца года, следует из дополнительного перечня мер антисанкционного плана, датированного 4 апреля (есть у «Ведомостей»). Эту информацию подтвердил «Ведомостям» федеральный чиновник. Но этот вопрос неактуален, так как до конца года действует мораторий на проведение проверок бизнеса, отметил представитель Минпромторга. При нынешнем снижении регуляторики отмена маркировки товаров нецелесообразна, но послабления для бизнеса будут предусмотрены, заявил премьер-министр Михаил Мишустин 7 апреля в ходе отчета кабмина в Госдуме.

Вопрос снижения нагрузки на бизнес за счет смягчения требований к маркировке обсуждался более месяца. В начале марта РБК со ссылкой на источники на потребительском рынке сообщал, что ведется дискуссия о приостановке маркировки товаров. Но Минпромторг опровергал эту информацию.

Позже были разработаны поправки ко второму чтению к закону об изменениях в КоАПе в части назначения административных наказаний в отношении социально ориентированных НКО и субъектов малого и среднего предпринимательства. В числе инициатив была приостановка административной ответственности за нарушение обязательной маркировки товаров до 31 декабря 2022 г. Комитет Госдумы по госстроительству соответствующие поправки утвердил, но в тот же день они были отозваны автором поправок депутатом Дмитрием Вяткиным («Единая Россия»). Собеседник в комитете объяснял, что соответствующие нормы может принять правительство своим постановлением или распоряжением.

Ряд послаблений в отношении маркировки товаров уже был сделан в рамках антисанкционной поддержки. Мишустин подписал постановление, согласно которому введение обязательной маркировки молочной продукции для фермеров (но не для промышленных производителей) откладывается на год – до 1 декабря 2023 г. Кроме того, организации общественного питания, образовательные учреждения, детские сады и больницы могут не отправлять данные о закупках молочной продукции и бутилированной воды в систему мониторинга до 1 декабря 2023 г., а продовольственные магазины – до 1 сентября 2022 г. (молочная продукция), до 1 марта 2023 г. (вода).

Практика нарушений

Практика привлечения к уголовной ответственности по ст. 171.1 УК РФ за производство, сбыт, приобретение, хранение, перевозку товаров без маркировки в случаях, когда она является обязательной, достаточно обширна, отмечает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Например, в 2020 г. по ней было возбуждено около 700 уголовных дел. При этом по ч. 1–4 ст. 171.1, по которым предлагается ввести мораторий, было осуждено всего 16 человек, подчеркивает юрист.

Более распространено применение составов, которые устанавливают ответственность за сбыт алкогольной и табачной продукции, не маркированной акцизными марками, но эти дела никак не связаны с политикой государства по внедрению обязательной маркировки отдельных категорий товаров, говорит адвокат юридической фирмы Orchards Петр Мацкевич. По его словам, за нарушения в области маркировки гораздо шире распространено привлечение к административной ответственности – по ст. 15.12 КоАП РФ в 2020 г. было осуждено около 6300 человек. Таким образом, по словам юриста, отмена или снижение штрафов были бы более ощутимы для бизнеса. При этом исключение риска быть осужденными с запретом на предпринимательскую деятельность повлияет на деловой климат и позволит более спокойно вести бизнес, считает Мацкевич.

Последствия будут зависеть от того, станет ли мораторий распространяться на алкогольную и табачную продукцию, говорит Федюкин: это может нести риски для населения, так как число возбуждаемых дел из-за контрафакта растет. Инициатива не коснется рынка алкоголя, подчеркивает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз: крепкая алкогольная продукция, в том числе вино, не имеет отношения к маркировке товаров, проводимой Минпромторгом, это акцизная продукция, оборот и производство которой регулируется Минфином. Пиво и сидр, по которым сейчас проводится эксперимент, не подпадают под действие статьи, так как маркировка в данном случае не является обязательной, добавляет он.

Система штрафов продолжает действовать для бизнеса и в случае неоплаты наступает уголовная ответственность, поэтому мера не представляется эффективной, говорит директор по развитию сети «Леонардо» Борис Кац. В начале марта Кац отправлял письмо на имя министра промышленности и торговли Дениса Мантурова о рисках введения маркировки на детскую продукцию и товары для творчества. О таких намерениях Минпромторга «Ведомости» писали в середине февраля.

Так как речь идет о моратории на привлечение к уголовной ответственности, а не об отмене ее как таковой, для этого будет достаточно постановления правительства, которое регулирует правила маркировки, поясняет Федюкин. Положения ст. 171.1 УК являются бланкетными (отсылают к другим нормам права), поэтому правительство может приостановить действие своих актов и не вносить изменения в закон, согласен Мацкевич. В этом случае будет отсутствовать объект преступления, который защищает статья, – мера также может предполагать и введение «моратория» на привлечение к административной ответственности, полагает юрист.

В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина