Бизнес предлагает полностью отменить маркировку напитков и продуктов питания
Эта мера, считают производители, позволит предотвратить рост цен на эти товарыАссоциации, объединяющие производителей продуктов питания и напитков, попросили председателя правительства России Михаила Мишустина приостановить эксперимент по маркировке этих товаров и впоследствии и вовсе отказаться от этой процедуры. Среди подписавших письмо («Ведомости» с ним ознакомились) – «Руспродсоюз», Национальный союз производителей молока, Союз производителей соков, воды и напитков (Союзнапитки), Масложировой союз России, Национальная мясная ассоциация, «Русбренд», Союз производителей алкогольной продукции и проч. Представитель правительства подтвердил получение документа. По его словам, эта инициатива будет «рассмотрена в установленном порядке».
Отраслевые союзы в своем письме указывают, что выполнение существующих требований по маркировке товаров негативно отражается на себестоимости продуктов питания и напитков и, как следствие, ведет к росту розничных цен на них. По их словам, только сама марка (0,6 руб. с НДС за 1 шт.) увеличивает расходы предприятий и покупателей совокупно минимум на 150 млрд руб. в год. Таких же вложений потребует и приобретение оборудования для нанесения маркировки и поддержания его в хорошем состоянии. Руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин напоминает, что компаниям придется также оплатить расходы и на обучение персонала. Ассоциации также обращают внимание, что эта мера повлияет и на поступления в бюджет, так как из-за этого небольшие и средние компании будут вынуждены уйти с рынка.
Маркировка «Честный знак» внедряется в России уже несколько лет для борьбы с нелегальным оборотом товаров, система уже стала обязательной для минеральной воды, молочной продукции, сигарет, шуб, лекарств, детских товаров и т. д. Сейчас также проводятся эксперименты по внедрению маркировки для пива, биологически активных добавок, антисептиков. Кроме того, Минпромторг предлагал ввести маркировку для некоторых видов рыбы и морепродуктов с 1 апреля, для мясных, овощных и фруктовых консервов с 1 мая. 30 марта Мишустин подписал указ, отодвигающий сроки внедрения маркировки для молочной продукции и бутилированной воды. Производители должны будут начать ее нанесение к 1 декабря 2023 г., ритейлерам дан срок по молоку до сентября текущего года, а по бутилированной воде, кроме минеральной, – до марта 2023 г. Оператором системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому.
В текущей ситуации маркировка может усугубить положение бизнеса, которому, наоборот, нужно снижение нагрузки, говорит президент Союзнапитков Максим Новиков. По его словам, несмотря на запуск обязательной маркировки бутилированной воды с 1 марта 2022 г., производители до сих пор фиксируют различные проблемы в этом процессе. В частности, он указывает на отсутствие технологий нанесения марки на алюминиевую банку, а также нехватку расходных материалов. Генеральный директор объединения «Союзмолоко» Артем Белов сказал, что в части обязательной маркировки существует довольно высокая зависимость от зарубежной продукции и часть производителей уже столкнулись с отказами или сложностями в поставках зарубежного оборудования и запчастей для него. Он полагает, что отсутствие любого необходимого для этой процедуры импортируемого элемента (стикеры, краски, запчасти) «приведет к остановке отгрузки продукции и кризису доступности социально значимых товаров». Белов также добавляет, что сейчас производители молочной продукции столкнулись и с проблемой ликвидности в связи с единовременным переходом поставщиков на предоплату, привязкой цен к курсу валют, поэтому затраты на осуществление маркировки будут только расти.
Исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев напоминает, что сейчас также встречаются случаи, когда на контрафактную продукцию была нанесена легальная марка. По его словам, в такой ситуации фактически за счет цифровой маркировки происходит легализация таких товаров в обороте. Впрочем, он не исключает, что существуют отрасли, в которых маркировка может помочь «обелению» рынка и где ее введение поддерживают производители, как это было с табачной продукцией. Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев говорит о том, что маркировку следует использовать для конкретных видов продукции. С ним согласен и Юшин. По его словам, ее можно применять, в частности, для дорогих товаров (дорогой алкоголь, икра и проч.).
Заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов в корне не согласен с позицией профильных ассоциаций. Организация, по его словам, «считает обеспокоенность отраслевых союзов искусственной и беспочвенной» и напоминает, что система маркировки уже помогла снизить нелегальный оборот в табачной отрасли на 25%. По его словам, в первом полугодии 2021 г. от производителей этого рынка поступило в бюджет 77 млрд руб. (от акцизов на табак), в том числе 30 млрд руб. из-за введения самой системы. Он также указывает, что после введения маркировки произошло «обеление» рынка шуб на 100%, обувного рынка – на 35%. Юсупов говорит и о том, что с учетом текущей ситуации правительство уже ввело льготы по маркировке молока, воды и других товаров. ЦРПТ также помогает и с поиском новых поставщиков упаковочных и расходных материалов, не имеющих отношения к маркировке, но необходимых для нормального функционирования предприятий. В условиях санкций маркировка товаров является практически единственным источником информации об обороте продукции в режиме реального времени, сообщил «Ведомостям» представитель Минпромторга. По его словам, она содержит данные о движении товаров, логистических цепочках, динамике цен, уровнях производства, запасах и потреблении, а также о прогнозных показателях. Что касается роста цен, то, согласно исследованию НИФИ Минфина России, в результате введения этой системы он может составить до 1% [от стоимости товара] за шесть лет, пояснил он.