Что повлияло на двузначный рост продовольственной инфляции

Овощи дорожали сильнее всего, цены на алкоголь, напротив, стабильны
Свежая белокочанная капуста стала самым подорожавшим продуктом: за 12 месяцев ее цена выросла почти в 2 раза
Свежая белокочанная капуста стала самым подорожавшим продуктом: за 12 месяцев ее цена выросла почти в 2 раза / Андрей Гордеев / Ведомости

За последние 12 месяцев инфляция на продукты питания в целом составила 12,1%, заявила глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина во время выступления в Госдуме. В целом рост цен на продовольствие в течение 2021 г. был мировой тенденцией. Индекс продовольственных цен Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН вырос до 133 в октябре этого года, или на 31% по сравнению с октябрем прошлого года. «Ведомости» изучили данные Росстата и выяснили, что так сильно повлияло на рост продовольственной инфляции в России.

Почему росли цены сельхозпроизводителей

Овощи подорожали сильнее всего – с октября 2020 г. они выросли на 49%. Самым подорожавшим продуктом стала свежая белокочанная капуста: за 12 месяцев ее цена выросла почти в 2 раза – на 89,5%. За ней следует картофель: цена 1 кг выросла на 76,3%. На 65% подорожали за 12 месяцев огурцы и помидоры, морковь подорожала на 39,3%, свекла – на 38%, лук репчатый – на 29,1%, чеснок – на 22%. Овощи в целом стали дороже за год на 49%, а фрукты – на 6,3%. В итоге вся плодоовощная продукция выросла в цене на 26%.

Помимо овощей дорожали и другие продукты питания. В лидерах – курятина, которая стала дороже на 31%, яйца куриные (на 28%), майонез (на 26,5%), маргарин (на 26%), икра (на 23%).

Все овощи открытого грунта выращиваются циклично, т. е. если на каких-то культурах производитель не зарабатывает, то он сажает другое или сажает меньше, поясняет директор Плодоовощного союза Михаил Глушков. Например, поскольку морковь в 2019 г. была дешевой, весной 2020 г. ее посадили на 20% меньше – и в итоге собрали на 20% меньше весной. «В 2021 г. весной она стала мегадорогой, потому что быстро закончилась – и подорожала, после чего мы перешли на импортную», – отмечает эксперт. То же самое было этой весной с капустой, полагает он.

26%

на столько в итоге выросла в цене вся плодоовощная продукция за год

Огурцы и томаты летом выращивают в открытом грунте, а осенью – в парниках и теплицах. Но, поскольку сентябрь выдался аномально холодным, парники не были готовы сильно отапливаться. В результате и овощей выросло меньше. С другой стороны, сейчас, когда промышленные теплицы вышли на свои полные мощности, томаты и огурцы подешевели за последние две недели на 25–50%, говорит Глушков. В целом за девять месяцев собрали на 20% больше томатов, а огурцов – на 2%.

На урожай овощей открытого грунта холодный и влажный сентябрь повлиял иначе: трактора не смогли вовремя выйти в поля и собрать весь урожай. «Еще повлиял дефицит рабочей силы, поскольку в сезонных парниках как раз работают сезонные рабочие – в отличие от круглогодичных теплиц, рабочие которых никуда не уезжают зимой», – считает директор союза.

Чтобы снизить цены, необходимо увеличивать производство, считает Глушков. Этому могут помочь субсидии. «Вторая мера – это раздать людям деньги. Например, какие-то социальные карточки, на которые будут начисляться деньги, люди смогут их тратить на борщевой набор», – добавил Глушков.

Алкоголь дорожает медленнее всего

Мало изменились в цене большинство алкогольных напитков: цена коньяка выросла на 0,8%, пива – на 2,1%, водки – на 2,2%, вина – на 3,5%. В целом цены на алкогольные напитки выросли на 2,5%.

Медленный рост цен на алкогольную продукцию связан с высокой конкуренцией производителей и с тем, что основную часть себестоимости в алкоголе составляет акциз, а он в течение года не меняется, объясняет президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. Кроме того, у водки и другого алкоголя есть минимальная розничная цена. Не сможешь уложиться в нее – потеряешь часть покупателей, говорит эксперт.

«Алкоголь – это такой продукт, который никогда в мире и России не дешевел. Низкий темп роста цен можно объяснить тем, что часть продукции продается по акции – производители договорились с сетями», – утверждает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз.

Помимо алкоголя медленнее других росли цены на мед (2,8%), мороженую рыбу (3%), апельсины (3,1%), соль (3,5%), орехи (3,6%) и молочные смеси для детского питания (4%). Некоторые продукты питания в России за последний год даже смогли подешеветь. Цены на пшено за год уменьшились на 4,9%, на яблоки – на 2,1%, на свежие грибы – на 0,3%.