Бизнес могут освободить от НДС при передаче товаров на благотворительность
Предложенные меры позволят сократить издержки ритейлеров на благотворительность и простимулируют развитие фудшеринга, считают экспертыМинэкономразвития предложило внести изменения в Налоговый кодекс и освободить бизнес от уплаты НДС по товарам, передаваемым некоммерческим организациям (НКО) в рамках благотворительности. Предложение позволит налогоплательщикам не восстанавливать НДС при передаче на безвозмездной основе социально значимых товаров НКО, перечень которых определит правительство. Стоимостный объем товаров, которые могут быть освобождены от НДС, предлагается ограничить 1% от выручки.
Такая инициатива содержится в письме замминистра экономического развития Татьяны Илюшниковой в адрес вице-премьера Татьяны Голиковой (есть у «Ведомостей»). Подлинность документа «Ведомостям» подтвердил один из чиновников, участвующих в разработке данной инициативы. Представитель Минэкономразвития сообщил, что у ведомства было поручение от правительства представить доклад по данному вопросу. Представитель аппарата Голиковой не ответил на запрос.
В Налоговом кодексе (НК) уже предусмотрено освобождение от налогообложения НДС в отношении товаров, передаваемых в рамках благотворительной деятельности напрямую нуждающимся. Кроме того, с 2020 г. компании при расчете налога на прибыль вправе снижать налогооблагаемую базу на сумму пожертвований и стоимость товаров, безвозмездно переданных нуждающимся через НКО. Сумма НДС по товарам, переданным на благотворительность, также включается в расходы, принимаемые к вычету, при исчислении налога на прибыль организаций. При этом принятый к вычету НДС подлежит восстановлению (т. е. «доначисляется») при участии в этом процессе посредника, например благотворительного фонда (НКО).
После внесения изменений в НК в 2020 г. перевести деньги на благотворительность стало дешевле, чем передать товары, отмечает Илюшникова в письме. Действующие нормы закона не устраняют убытки для компаний из-за необходимости уплачивать НДС, поэтому, например, утилизация продукции с истекающим сроком годности может быть более выгодной для бизнеса, чем благотворительная помощь, указывает замминистра. «Полагаем, что действующий порядок учета НДС при передаче товаров в благотворительных целях содержит ряд недостатков и требует дальнейшего совершенствования», – говорится в письме. Отмечается, что инициатива подготовлена в рамках реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в России.
Минфин против таких изменений, следует из письма замминистра финансов Павла Кадочникова в Минэкономразвития от 27 июля 2021 г. Документ есть у «Ведомостей», его подлинность подтвердил федеральный чиновник. Предоставление налогоплательщикам такой льготы, «по существу, будет являться субсидированием налогоплательщиков, осуществляющих такие операции, из федерального бюджета на сумму НДС», говорится в письме.
Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».
Международная практика налогообложения товарных пожертвований направлена на стимулирование производителей и продавцов отказаться от уничтожения товаров, пригодных к использованию, отмечает в письме Илюшникова. Например, в Бельгии с 2013 г. передача товаров в адрес благотворительных продовольственных фондов не облагается НДС. В ряде стран компании, которые передают продукты на благотворительность, могут использовать налоговый кредит. Например, уменьшить сумму налога на прибыль на 35% от суммы расходов можно в Испании и на 60 % – во Франции.
«Ведомости» направили запросы крупнейшим ритейлерам (X5 Retail Group, «Магниту», «Ленте», «Ашану», Metro).
Сейчас налоговое законодательство не дает возможности реализовывать благотворительную помощь в виде продукции так масштабно, как хотелось бы, отмечает представитель Unilever в России. «Из-за этого бизнесу бывает выгоднее с финансовой точки зрения утилизировать или отправлять на свалку вполне пригодную для использования продукцию, которая не была реализована, что, конечно, нецелесообразно при существующих экологических проблемах и социальном расслоении», – отмечает собеседник. По его словам, компания по итогам 2020 г. передала нуждающимся более 170 т продукции в 15 регионах России.
По словам представителя X5 Group, «Пятерочка» и «Перекресток» реализуют проект по передаче в фермерские хозяйства продукции, потерявшей товарный вид, срок годности которой еще не истек, но близится к завершению. В 2020 г. объем такого продовольствия, направленного фермерам, составил 86 000 т, указывает собеседник. «X5 также видит потенциал в передаче еды, близкой к истечению срока годности, но все еще пригодной для употребления, на благотворительность, однако фудшеринг сейчас не очень развит в России в том числе из-за налоговых особенностей – утилизировать такие продукты дешевле», – отмечает представитель компании.
Компания Metro надеется, что данная инициатива послужит неким толчком для выработки процессов и развития инфраструктуры продуктовой благотворительности, сообщил представитель Metro.
Особенности налогообложения
Действующее законодательство содержит положения, по которым передача имущества некоммерческим организациям на осуществление деятельности, не связанной с предпринимательством, не признается объектом налогообложения по НДС, отмечает доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Равиль Ахмадеев. При этом организации или ИП, которые приобрели товары, предназначенные для благотворительной помощи, не могут принять к вычету «входной» НДС, так как есть временной лаг между датой приобретения товаров и решением компании, какой объем таких товаров он может передать на благотворительность.
«Следовательно, применяется общее правило для всех категорий налогоплательщиков по ведению раздельного учета НДС при совершении как облагаемых, так и не облагаемых операций. В этой связи не имеется особых препятствий при передаче товаров на благотворительность для всех категорий плательщиков по НДС», – говорит эксперт.
По словам директора департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Ильи Самуйлова, предложенные меры позволят передающей компании сократить издержки на сумму НДС от стоимости товаров. «Иными словами, такие компании смогут потратить 100 вместо 120 при передаче социально значимых товаров некоммерческим организациям, что может стать дополнительным стимулом для развития благотворительности», – отмечает Самуйлов.
Практика фудшеринга
Согласно данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в России как минимум 16% от всех продуктов питания не используется и превращается в пищевые отходы – это порядка 17 млн т продовольствия. В последние несколько лет в России появились фудшеринговые благотворительные компании, которые занимаются перераспределением продукции в пользу нуждающихся.
Речь идет об излишках товаров, которые по какой-то причине не продаются (падение спроса, сезонность и т. д.), но которые абсолютно пригодны к употреблению с точки зрения российского законодательства, отмечает президент благотворительного фонда продовольствия «Русь» Юлиа Назарова. По ее словам, фонд еще в 2018 г. обозначил проблему налоговой нагрузки при передаче товаров в некоммерческие организации. «Раньше компании было выгоднее утилизировать товары, чем отправить их в НКО, так как налоговая нагрузка составляла 30–40%, утилизация же для компании не предполагает уплаты НДС и налога на прибыль», – отмечает она.
По словам Назаровой, из-за пандемии помощь со стороны бизнеса увеличилась. Если в 2019 г. компании отправили в фонд товаров объемом 6000 т, то уже в 2020 г. это было 8500 т. В случае если удастся освободить бизнес от НДС, размер помощи в виде товаров может увеличиться до 1,2 млн т, оценивает она. По ее словам, промышленный фудшеринг – это инструмент не только по борьбе с бедностью, но и по снижению объема пищевых отходов и, как следствие, негативного воздействия на окружающую среду.
Представители благотворительных организаций обращались в администрацию президента (АП) с тем, чтобы решить вопрос с обеспечением продовольственными товарами незащищенных слоев населения, особенно во время пандемии коронавируса, говорит источник, близкий к АП. Выпадающие доходы в результате принятия мер будут крайне незначительны говорит он, и полагает, что этот вопрос может стать в повестку Госдумы уже в осеннюю сессию.